• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Глава в книге
Order fulfillment planning at TimkenSteel

Konvicka D., Solodovnikov V. V.

In bk.: Proceeding of the 49th International October Conference on Mining and Metallurgy (IOC 2017). the University of Belgrade, Technical Faculty in Bor, 2017.

Препринт
RESEARCH ON THE STATUS OF THE LOGISTICS CONTROLLING AT RUSSIAN ENTERPRISES

Sergeyev V. I.

нет. нет. Технический университет г. Дармштадт, Германя, 2014

Проблемы проектирования организационных структур управления логистикой и управления цепями поставок в российских компаниях обсудили на XIII Южно-Российском логистическом форуме

Научный руководитель Школы логистики профессор В.И. Сергеев и Руководитель Школы логистики В.В. Дыбская выступили с докладом на XIII Южно-Российском логистическом форуме

19 октября в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ), при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе, Правительства Ростовской области, Южно-Российской Ассоциации Логистики, Комиссии Общественной палаты Ростовской области по развитию экономики, предпринимательства и инновациям, Общественного совета при Министерстве экономического развития Ростовской области, Торгово-промышленной палаты Ростовской области, Вольного экономического общества России, ОАО КБ «Центр-инвест» начал работу XIII Южно-Российский логистический форум и в его рамках международная научно-практическая конференция «Инновационные достижения зеленой логистики: международный опыт и российская практика», с участием отечественных и зарубежных научных и деловых кругов.
В рамках пленарного заседания с приветственным словом выступили: заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Л.А. Жадан; заместитель министра траспорта Ростовской области С.Я. Ушаков; зав. кафедрой логистики НИУ «Высшая школа экономики» (г.Москва) В.В. Дыбская; проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ О.Д. Проценко; заведующий кафедрой управления цепями поставок НИУ «Высшая школа экономики» (г.Москва) В.И. Сергеев.
Работа форума была продолжена на секциях по следующим направлениям: экологические технологии в управлении цепями поставок; маркетинг и менеджмент в развитии высокоэкологичных стандартов; технологии экологического аудита в мировой экономике и практике; перспективы развития зеленых технологий в экономиках России и мира.
В рамках конференции В.И.Сергеев и В.В. Дыбская представитли результаты исследования организационных структур логистики и управления цепями поставок в российских компаниях.
Организационное проектирование играет важную роль в повышении эффективности управления логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке. Сегодня лишь немногие российские компании уделяют достаточно времени вопросам построения эффективной организационной структуры управления логистической деятельностью и цепью поставок в целом. Понимание тенденций развития и динамики организационных структур управления логистикой и цепями поставок в компаниях, работающих на российском рынке, является необходимым условием повышения эффективности их деятельности.
Как известно, корпоративная стратегия компании реализуется с помощью определенной организационной структуры управления (ОСУ), под которой понимается совокупность элементов (структурных подразделений, должностей и) и установившихся связей между ними.
Логистические бизнес-процессы должны инициировать разработку ОСУ логистикой компании. В рамках концепции управления цепями поставок (УЦП) служба (отдел, дирекция или департамент) логистики создается, как правило, в фокусной компании цепи поставок для решения задач стратегического планирования, контроллинга, координации и аудита.
Исследование эволюции ОСУ показывает, что для построения эффективной организационной структуры службы логистики (или департамента УЦП) компании необходимы следующие условия:

 1)  выделение необходимых и достаточных для управления функций логистики;

 2)  принятие решения о соотношении инсорсинга и аутсорсинга логистических функций/операций;

 3)  обособление подразделений службы логистики по функциям управления, необходимым для реализации логистической стратегии;

 4)  наличие системы регламентов, документооборота и информационной поддержки.

Построение организационной структуры службы логистики (УЦП) связано с принятием высшим менеджментом компании решений по таким важнейшим аспектам управленческих решений как специализация, департаментализация, размер подразделений и делегирование полномочий.

Особенностью организационного проектирования в разрезе УЦП является то, что каждое звено цепи поставок является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья представляют собой функционально обособленные бизнес-единицы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели цепи поставок должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне SC-менеджмента фокусной компании цепи, который может быть реализован, например, в виде департамента УЦП.

Следует отметить, что различные уровни развития логистики и появление концепции УЦП вызвали определенные преобразования в компаниях в разрезе ОСУ логистикой и создания департаментов УЦП. В промышленно развитых странах управление логистикой строится по разным принципам, отражающим отраслевую специфику, размер компании, базу знаний персонала, культуру управления, технологические ресурсы и IT-систему и пр. Даже для одной отрасли, в одном конкурентом окружении могут иметь место различные ОСУ логистикой или подразделения УЦП, отвечающие тому или иному уровню интеграции и координации.
Гипотеза о том, что эволюция логистики повлияла на организационное проектирование, подтверждается результатами исследования контроллинга логистической деятельности, проведенного Международным центром подготовки кадров в области логистики (МЦЛ) НИУ ВШЭ в 2006-2007 гг. и 2014-2015гг. Исследование, в частности, было продиктовано необходимостью уточнения состояния логистики  российских компаний, а также доказательством гипотезы о наличии взаимосвязей между организационной структурой и эффективностью бизнеса компаний в целом. Такая необходимость также обуславливается желанием руководства российских компаний постоянно быть в курсе основных тенденций и разработок в области структурного проектирования логистики и УЦП и формирования эффективных цепей поставок с целью завоевания более высоких конкурентных позиций.

Целью исследования явился анализ ОСУ логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке с учетом специфики их бизнеса. Для реализации указанной цели в аналитическом исследовании были поставлены  следующие задачи:

  1. Выделение основных сфер бизнеса по признаку вида деятельности компании и их описание.
  2. Установление и описание практической зависимости между такими параметрами, как сфера бизнеса и тип ОСУ компанией.
  3. Проведение анализа и установление основных типов ОСУ логистикой и УЦП, используемых на практике в каждой из сфер бизнеса.
  4. Систематизация и практическое исследование аспектов, связанных с выделением  ОСУ логистикой (цепями поставок) в качестве самостоятельной структурной единицы.
  5. Проведение анализа, установление и описание реальных конфигураций структур управления логистикой (цепями поставок) и их сопоставление со стандартными типами организационных структур управления.
  6. Исследование типичного набора применяемых на практике функций, связанных с управлением материальными и информационными потоками в цепях поставок (с учетом предлагаемой группировки логистических функций), в службах логистики и департаментах УЦП.
  7. Проверка выдвинутых в теоретической части исследования гипотез о типичных вариантах распределения функций по структурам служб логистики и УЦП, имеющих место на практике.

Указанное исследование было основано на системном анализе состояния и тенденций развития ОСУ логистикой и цепями поставок на предприятиях промышленности, торговли и сферы услуг в России. В рамках исследования был проведен опрос топ-менеджмента компаний в области логистики и УЦП по тематике организационного проектирования. Опрос проводился в формате письменного и он-лайн анкетирования. Результаты документировались и анализировались по специально разработанной методике.

Группировка результатов обследования оргструктур логистики/УЦП компаний была осуществлена по следующим укрупненным разделам:

  • состояние и тенденции развития ОСУ логистикой в России;
  • организационные аспекты управления логистикой в компании;
  • использование принципа централизации/децентрализация при формировании ОСУ логистикой и УЦП;
  • особенности формирования линейно-функциональных и дивизиональных ОСУ логистикой;
  • особенности матричных и проектно- (процессно) ориентированных  ОСУ логистикой компании;
  • влияние типа организационной структуры на эффективность принятия решений в логистике и УЦП;
  • исследование новых форм организации управления в цепях поставок на основе интеграции и межорганизационной кооперации контрагентов.
Исследование ОСУ логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке, было сфокусировано на учете следующих важных факторов и драйверов:
  • необходимость выделения достаточных для эффективного управления функций логистики и моделей организационного поведения в цепи поставок;
  • принятие решения о соотношении инсорсинга и аутсорсинга логистических функций/операций в цепях поставок;
  • обособление подразделений службы логистики и департаментов УЦП по функциям управления, необходимым для реализации корпоративной и логистической стратегий в цепи поставок компании для конкретной сферы бизнеса;
  • наличие системы регламентов, документооборота и информационной поддержки логистики и УЦП в компаниях

В исследовании было проанализировано влияние размера компании, вида бизнеса, ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции и ряда других факторов на тип структуры, формируемое штатное расписание и полномочия персонала по принятию управленческих решений.

Подробнее о результатах исследования можно почитать на страницах Журнала "Логистика и управление цепями поставок"