• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Статья
Дизайн сетевой структуры цепей поставок

Сергеев В. И.

Логистика и управление цепями поставок. 2018. № 3. С. 20-34.

Глава в книге
Основные тренды в управлении цепями поставок

Сергеев В. И., Дыбская В. В.

В кн.: Цифровая революция в логистике: Эффекты, конгломераты и точки роста. Ростов н/Д: РГЭУ , 2018. С. 58-63.

Препринт
RESEARCH ON THE STATUS OF THE LOGISTICS CONTROLLING AT RUSSIAN ENTERPRISES

Sergeyev V.

нет. нет. Технический университет г. Дармштадт, Германя, 2014

Проблемы проектирования организационных структур управления логистикой и управления цепями поставок в российских компаниях обсудили на XIII Южно-Российском логистическом форуме

Научный руководитель Школы логистики профессор В.И. Сергеев и Руководитель Школы логистики В.В. Дыбская выступили с докладом на XIII Южно-Российском логистическом форуме

19 октября в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ), при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном Федеральном округе, Правительства Ростовской области, Южно-Российской Ассоциации Логистики, Комиссии Общественной палаты Ростовской области по развитию экономики, предпринимательства и инновациям, Общественного совета при Министерстве экономического развития Ростовской области, Торгово-промышленной палаты Ростовской области, Вольного экономического общества России, ОАО КБ «Центр-инвест» начал работу XIII Южно-Российский логистический форум и в его рамках международная научно-практическая конференция «Инновационные достижения зеленой логистики: международный опыт и российская практика», с участием отечественных и зарубежных научных и деловых кругов.
В рамках пленарного заседания с приветственным словом выступили: заместитель министра природных ресурсов и экологии Ростовской области Л.А. Жадан; заместитель министра траспорта Ростовской области С.Я. Ушаков; зав. кафедрой логистики НИУ «Высшая школа экономики» (г.Москва) В.В. Дыбская; проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ О.Д. Проценко; заведующий кафедрой управления цепями поставок НИУ «Высшая школа экономики» (г.Москва) В.И. Сергеев.
Работа форума была продолжена на секциях по следующим направлениям: экологические технологии в управлении цепями поставок; маркетинг и менеджмент в развитии высокоэкологичных стандартов; технологии экологического аудита в мировой экономике и практике; перспективы развития зеленых технологий в экономиках России и мира.
В рамках конференции В.И.Сергеев и В.В. Дыбская представитли результаты исследования организационных структур логистики и управления цепями поставок в российских компаниях.
Организационное проектирование играет важную роль в повышении эффективности управления логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке. Сегодня лишь немногие российские компании уделяют достаточно времени вопросам построения эффективной организационной структуры управления логистической деятельностью и цепью поставок в целом. Понимание тенденций развития и динамики организационных структур управления логистикой и цепями поставок в компаниях, работающих на российском рынке, является необходимым условием повышения эффективности их деятельности.
Как известно, корпоративная стратегия компании реализуется с помощью определенной организационной структуры управления (ОСУ), под которой понимается совокупность элементов (структурных подразделений, должностей и) и установившихся связей между ними.
Логистические бизнес-процессы должны инициировать разработку ОСУ логистикой компании. В рамках концепции управления цепями поставок (УЦП) служба (отдел, дирекция или департамент) логистики создается, как правило, в фокусной компании цепи поставок для решения задач стратегического планирования, контроллинга, координации и аудита.
Исследование эволюции ОСУ показывает, что для построения эффективной организационной структуры службы логистики (или департамента УЦП) компании необходимы следующие условия:

 1)  выделение необходимых и достаточных для управления функций логистики;

 2)  принятие решения о соотношении инсорсинга и аутсорсинга логистических функций/операций;

 3)  обособление подразделений службы логистики по функциям управления, необходимым для реализации логистической стратегии;

 4)  наличие системы регламентов, документооборота и информационной поддержки.

Построение организационной структуры службы логистики (УЦП) связано с принятием высшим менеджментом компании решений по таким важнейшим аспектам управленческих решений как специализация, департаментализация, размер подразделений и делегирование полномочий.

Особенностью организационного проектирования в разрезе УЦП является то, что каждое звено цепи поставок является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья представляют собой функционально обособленные бизнес-единицы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели цепи поставок должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне SC-менеджмента фокусной компании цепи, который может быть реализован, например, в виде департамента УЦП.

Следует отметить, что различные уровни развития логистики и появление концепции УЦП вызвали определенные преобразования в компаниях в разрезе ОСУ логистикой и создания департаментов УЦП. В промышленно развитых странах управление логистикой строится по разным принципам, отражающим отраслевую специфику, размер компании, базу знаний персонала, культуру управления, технологические ресурсы и IT-систему и пр. Даже для одной отрасли, в одном конкурентом окружении могут иметь место различные ОСУ логистикой или подразделения УЦП, отвечающие тому или иному уровню интеграции и координации.
Гипотеза о том, что эволюция логистики повлияла на организационное проектирование, подтверждается результатами исследования контроллинга логистической деятельности, проведенного Международным центром подготовки кадров в области логистики (МЦЛ) НИУ ВШЭ в 2006-2007 гг. и 2014-2015гг. Исследование, в частности, было продиктовано необходимостью уточнения состояния логистики  российских компаний, а также доказательством гипотезы о наличии взаимосвязей между организационной структурой и эффективностью бизнеса компаний в целом. Такая необходимость также обуславливается желанием руководства российских компаний постоянно быть в курсе основных тенденций и разработок в области структурного проектирования логистики и УЦП и формирования эффективных цепей поставок с целью завоевания более высоких конкурентных позиций.

Целью исследования явился анализ ОСУ логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке с учетом специфики их бизнеса. Для реализации указанной цели в аналитическом исследовании были поставлены  следующие задачи:

  1. Выделение основных сфер бизнеса по признаку вида деятельности компании и их описание.
  2. Установление и описание практической зависимости между такими параметрами, как сфера бизнеса и тип ОСУ компанией.
  3. Проведение анализа и установление основных типов ОСУ логистикой и УЦП, используемых на практике в каждой из сфер бизнеса.
  4. Систематизация и практическое исследование аспектов, связанных с выделением  ОСУ логистикой (цепями поставок) в качестве самостоятельной структурной единицы.
  5. Проведение анализа, установление и описание реальных конфигураций структур управления логистикой (цепями поставок) и их сопоставление со стандартными типами организационных структур управления.
  6. Исследование типичного набора применяемых на практике функций, связанных с управлением материальными и информационными потоками в цепях поставок (с учетом предлагаемой группировки логистических функций), в службах логистики и департаментах УЦП.
  7. Проверка выдвинутых в теоретической части исследования гипотез о типичных вариантах распределения функций по структурам служб логистики и УЦП, имеющих место на практике.

Указанное исследование было основано на системном анализе состояния и тенденций развития ОСУ логистикой и цепями поставок на предприятиях промышленности, торговли и сферы услуг в России. В рамках исследования был проведен опрос топ-менеджмента компаний в области логистики и УЦП по тематике организационного проектирования. Опрос проводился в формате письменного и он-лайн анкетирования. Результаты документировались и анализировались по специально разработанной методике.

Группировка результатов обследования оргструктур логистики/УЦП компаний была осуществлена по следующим укрупненным разделам:

  • состояние и тенденции развития ОСУ логистикой в России;
  • организационные аспекты управления логистикой в компании;
  • использование принципа централизации/децентрализация при формировании ОСУ логистикой и УЦП;
  • особенности формирования линейно-функциональных и дивизиональных ОСУ логистикой;
  • особенности матричных и проектно- (процессно) ориентированных  ОСУ логистикой компании;
  • влияние типа организационной структуры на эффективность принятия решений в логистике и УЦП;
  • исследование новых форм организации управления в цепях поставок на основе интеграции и межорганизационной кооперации контрагентов.
Исследование ОСУ логистикой и цепями поставок компаний, работающих на российском рынке, было сфокусировано на учете следующих важных факторов и драйверов:
  • необходимость выделения достаточных для эффективного управления функций логистики и моделей организационного поведения в цепи поставок;
  • принятие решения о соотношении инсорсинга и аутсорсинга логистических функций/операций в цепях поставок;
  • обособление подразделений службы логистики и департаментов УЦП по функциям управления, необходимым для реализации корпоративной и логистической стратегий в цепи поставок компании для конкретной сферы бизнеса;
  • наличие системы регламентов, документооборота и информационной поддержки логистики и УЦП в компаниях

В исследовании было проанализировано влияние размера компании, вида бизнеса, ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции и ряда других факторов на тип структуры, формируемое штатное расписание и полномочия персонала по принятию управленческих решений.

Подробнее о результатах исследования можно почитать на страницах Журнала "Логистика и управление цепями поставок"