• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, 3
Тел. (495) 771 32 58
E-mail: info@mclog.ru

Редактор сайта Школы логистики Морозова Юлия Александровна.

 

Руководитель Школы — Дыбская Валентина Владимировна

 

Научный руководитель Школы — Сергеев Виктор Иванович

 

Первый заместитель руководителя Школы — Фель Алла Викторовна

 

Заместитель руководителя Школы по науке и общим вопросам — Эльяшевич Иван Павлович

 

Заместитель руководителя Школы по научной работе со студентами — Гусев Денис Александрович

 

Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами и выпускниками — Левина Тамара Владимировна

 

Заместитель руководителя Школы по международной деятельности — Виноградов Андрей Борисович

Статья
Investigation of bio-oil produced by hydrothermal liquefaction of food waste using ultrahigh resolution Fourier transform ion cyclotron resonance mass spectrometry

Kostyukevich Y., Vlaskin M., Borisova L. A. et al.

European Journal of Mass Spectrometry. 2018. Vol. 24. No. 1. P. 116-123.

Глава в книге
Strategic Development and Dynamic Models of Supply Chains: Search for Effective Model Constructions

Lychkina N. N.

In bk.: Lecture Notes in Networks and Systems. Proceedings of SAI Intelligent Systems Conference (IntelliSys) 2016. Vol. 2. L.: Springer, 2018. Ch. 2. P. 175-185.

Препринт
Improving Transport Infrastructure in Russia

Kolik A.

OECD Economics Department Working Papers. ECO/WKP. Organisation for Economic Co-operation and Development, 2015. No. 1193.

Почему я стал логистом

О професси логиста и особенностях обучения на Факультете логистики НИУ ВШЭ рассказывает выпускник 2010 г. Сверчков Павел, сейчас - ведущий консультант по управлению цепями поставок в компании "Делойт энд Туш"

Директор производственного комплекса из нескольких заводов крупной международной компании в сфере пищевой промышленности сталкивается с проблемой срыва сроков поставок продукции заказчикам – автотранспорт под загрузку продукцией находится на территории комплекса в среднем более 16 часов при нормативе 2 часа. Продажи падают, недовольство клиентов растет. Как повысить уровень обслуживания и обеспечить исполнение договорных обязательств?

Руководство сетевой розничной компании встает перед вопросом оптимизации затрат на распределение продукции по торговым центрам в России, ставшим актуальным в результате активной региональной экспансии за Урал. Часть непродовольственной продукции движется в прямом смысле «по кругу»: товар закупается в Юго-Восточной Азии, морем переправляется в Санкт-Петербург, затем в Москву, и уже с московского склада автомобильным транспортом доставляется в сибирские магазины. Как необходимо изменить схему транспортировки и складирования продукции, чтобы повысить эффективность работы компании?

Менеджеры нефтяной компании столкнулись с проблемой роста уровня запасов на предприятии: при создании компании у каждого территориального управления, осуществляющего функции по добыче нефти и газа, были свои склады, принципы и правила хранения материально-технических ресурсов на которых не были никак регламентированы. В результате уровень невостребованных запасов достиг отметки в несколько миллиардов рублей. Какие действия необходимо предпринять руководителям, чтобы достичь оптимального уровня запасов и снизить расходы на их содержание?

И главный вопрос – что общего у всех вышеобозначенных проблем современных предприятий?

Когда меня спрашивают, почему я решил учиться на логиста, я чаще всего отвечаю, что вопрос сформулирован неправильно. Я долго не мог определиться с будущей специальностью: чувствовалась тяга к правовым дисциплинам, интересна была набирающая популярность «Бизнес-информатика», многообещающе звучало название факультета «Государственное и муниципальное управление». И все же отчасти по результатам общения с преподавателями и студентами Вышки, отчасти вследствие набиравшей рост востребованности специалистов данного профиля на рынке труда, выбор был сделан в пользу логистики. Поэтому давайте поставим вопрос по-другому: почему студент учится пять лет, сдает (и пересдает) сложные экзамены, не переводится на другой факультет и заканчивает обучение, а в последующие годы стремится работать и профессионально развиваться в этой области?

Если бы меня попросили ответить на этот вопрос одной фразой, я бы сказал: «элитарность». Что скрывается за этим довольно громким словом? Со второго курса обучения преподаватели специальных дисциплин стали обращать наше внимание на то, что мы учимся по особенной программе. Ее особенность заключается в высокой актуальности изучаемых дисциплин и решаемых задач для современных компаний, а также глубокой проработанности учебных материалов, вобравших в себя последние западные и отечественные разработки в области логистики и управления цепями поставок. Валентина Владимировна Дыбская, декан теперь уже факультета логистики, любит говорить, что конечная цель обучения – «вырастить» поколение стратегических аналитиков в логистике, элиты корпоративного управления, способной добиться кратного роста показателей эффективности бизнес-процессов и существенного сокращения затрат компании. Ведь предприятия на современных рынках товаров и услуг сталкиваются с конкуренцией скорее не отдельных фирм или продуктов, но цепей поставок, ориентированных на достижение максимальной конкурентоспособности цен, требуемого уровня качества и высоких стандартов обслуживания потребителей. И если в США, Германии и Японии уже несколько десятков лет существуют свои школы логистики, готовящие профессионалов высочайшего класса, если в этих странах создаются новейшие логистические концепции, в кратчайшие сроки принимаемые на вооружение крупными промышленными и торговыми предприятиями, то в нашей стране логистике как самостоятельному направлению менеджмента всего около 10 лет, и российские компании лишь недавно начали инвестировать деньги в его развитие. И именно нам суждено стать тем ответом на потребность рынка в профессиональных управленцах, который придаст новый импульс росту национальной экономики.

Из чего складывается «элитарность» студентов, обучающихся логистике на одноимённом факультете НИУ-ВШЭ? Следует выделить 5 составляющих.

Глубокие специальные знания

Процесс обучения ориентирован на ознакомление студентов с алгоритмами, методами и практиками, необходимыми для решения конкретных задач в области логистики: выбора поставщика сырья и материалов, планирования выпуска готовой продукции, определения структуры складской сети, разработки системы показателей эффективности в области МТО, и многих других. А наличие «под боком» Международного центра подготовки кадров в области логистики (МЦЛ НИУ-ВШЭ) позволяет «проходить проверку практикой»: включать в программу те модели и инструменты, которые успешно зарекомендовали себя в работе западных и российских компаний.

Системный подход к анализу

Одно из ключевых качеств учебного процесса по специальным дисциплинам состоит в том, что они преподаются в комплексе, охватывая все основные этапы движения материальных и информационных потоков современного предприятия. Мы последовательно изучаем планирование, снабжение, производственную логистику, распределение готовой продукции, складирование, транспортировку, управление запасами и реверсивную («возвратную») логистику. Таким образом, по окончанию обучения в голове остается не хаотичная совокупность отдельных фрагментов, а целостная система, которую можно использовать для анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Прикладной характер «теории»

Известный афоризм Роберта Кирхгофа гласит: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Готов утверждать, что это высказывание применимо не только к естественным наукам. Для студентов логистики «контрольными вопросами» на усвоение пройденного материала становятся конкретные задачи по оптимизации затрат и повышению эффективности предприятий различных отраслей промышленности. Мы объединяемся в группы, совместно решаем бизнес-кейсы, выступаем с презентациями полученных результатов. Конечно, для этого нужно изучить и теорию логистики – она предлагается в объеме, необходимом для понимания, что и для чего нужно делать, чтобы добиться стоящих перед компанией или группой компаний целей.

Если учиться, то у лучших

Можно с уверенностью говорить о том, что на факультете логистики собран самый сильный на сегодняшний день профессорско-преподавательский состав по дисциплинам логистики и управления цепями поставок. В их числе люди, инициативой и трудами которых получило начало логистическое образование в России. И то, что абсолютное большинство специалистов и руководителей российских компаний обучаются логистике в МЦЛ НИУ-ВШЭ, является красноречивым тому доказательством.

Достойная оплата труда

Конечно, толковые специалисты везде в цене. И к нашей профессии это относится в первую очередь. Ведь она одна из немногих, к которым может быть применимо понятие «окупаемости» работника. Мы повышаем прибыль компании, и делаем это не за счет увольнения «лишних» сотрудников. И при существующем дефиците высококвалифицированных специалистов в области логистики карьерный путь такого специалиста становится очень динамичным, а доходы и их рост – одними из самых привлекательных на рынке труда.

И что же на выходе? Чем занимаются эти самые стратегические аналитики в логистике, над чем они работают?

Мне нравится сравнивать логистическую сеть компании с кровеносной системой организма. Основная функция кровеносной системы – доставлять к органам и тканям питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма, одновременно выводя из них углекислый газ и продукты жизнедеятельности. Так и с логистической сетью: своевременное пополнение запасов сырья и материалов, создание и хранение резервов, контроль качества, поставки готовой продукции заказчикам и обеспечение обратных потоков – все необходимо для нормального функционирования современного бизнеса и успешного решения стоящих перед ним задач. И, как и в кровеносной системе, в логистике также могут случаться сбои в работе отдельных объектов транспортной и складской инфраструктуры, создаваться «узкие места», образовываться излишние запасы и пр. На выявление этих проблем, их устранение и предупреждение появления в будущем и направлены знания и ум стратегических аналитиков в логистике. Их основная задача – системная логистическая оптимизация, учитывающая все основные аспекты деятельности компании и позволяющая ей достигать долгосрочных целей развития. Эти специалисты, как в популярном американском сериале «Доктор Хаус», опираясь на полученные знания и профессиональный опыт, «ставят диагноз» корпоративной логистической системе, выбирают и применяют наиболее эффективные методы «лечения» обнаруженных проблем.

Стратегические аналитики в логистике – это и есть то общее, что связывает между собой все три ситуации, приведенные в начале этого текста. И мне представляется, что эта работа – одно из самых интересных направлений современного менеджмента.