• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, 3
Тел. (495) 771 32 58
E-mail: info@mclog.ru

Редактор сайта Школы логистики Морозова Юлия Александровна.

 

Руководитель Школы — Дыбская Валентина Владимировна

 

Научный руководитель Школы — Сергеев Виктор Иванович

 

Первый заместитель руководителя Школы — Фель Алла Викторовна

 

Заместитель руководителя Школы по науке и общим вопросам — Эльяшевич Иван Павлович

 

Заместитель руководителя Школы по научной работе со студентами — Гусев Денис Александрович

 

Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами и выпускниками — Левина Тамара Владимировна

 

Заместитель руководителя Школы по международной деятельности — Виноградов Андрей Борисович

Мероприятия
10 октября, 13:00
Защита кандидатской диссертации Постернаковой Маргариты Ивановны 
10 октября, 15:30
Защита кандидатской диссертации Новиковой Анастасии Юрьевны 
Книга
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата

Будрина Е. В., Лебедева А. С., Рогавичене Л. И. и др.

М.: Юрайт, 2017.

Статья
Designing a Rational Distribution Network for Trading Companies

Dybskaya V. V., Sverchkov P. A.

Transport and Telecommunication Journal (Latvia). 2017. Vol. 5. No. 3.

Глава в книге
Оценка ущербов от логистических рисков

Дудинская М. В., Левина Т. В., Сергеев В. И.

В кн.: Перспективы развития логистики и управления цепями поставок: сб.науч.тр. VII Международной научной конференции (18 апреля 2017 г.): в 2 частях. Ч. 2. М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2017. С. 442-467.

Препринт
Improving Transport Infrastructure in Russia

Kolik A.

OECD Economics Department Working Papers. ECO/WKP. Organisation for Economic Co-operation and Development, 2015. No. 1193.

Почему я стал логистом

О професси логиста и особенностях обучения на Факультете логистики НИУ ВШЭ рассказывает выпускник 2010 г. Сверчков Павел, сейчас - ведущий консультант по управлению цепями поставок в компании "Делойт энд Туш"

Директор производственного комплекса из нескольких заводов крупной международной компании в сфере пищевой промышленности сталкивается с проблемой срыва сроков поставок продукции заказчикам – автотранспорт под загрузку продукцией находится на территории комплекса в среднем более 16 часов при нормативе 2 часа. Продажи падают, недовольство клиентов растет. Как повысить уровень обслуживания и обеспечить исполнение договорных обязательств?

Руководство сетевой розничной компании встает перед вопросом оптимизации затрат на распределение продукции по торговым центрам в России, ставшим актуальным в результате активной региональной экспансии за Урал. Часть непродовольственной продукции движется в прямом смысле «по кругу»: товар закупается в Юго-Восточной Азии, морем переправляется в Санкт-Петербург, затем в Москву, и уже с московского склада автомобильным транспортом доставляется в сибирские магазины. Как необходимо изменить схему транспортировки и складирования продукции, чтобы повысить эффективность работы компании?

Менеджеры нефтяной компании столкнулись с проблемой роста уровня запасов на предприятии: при создании компании у каждого территориального управления, осуществляющего функции по добыче нефти и газа, были свои склады, принципы и правила хранения материально-технических ресурсов на которых не были никак регламентированы. В результате уровень невостребованных запасов достиг отметки в несколько миллиардов рублей. Какие действия необходимо предпринять руководителям, чтобы достичь оптимального уровня запасов и снизить расходы на их содержание?

И главный вопрос – что общего у всех вышеобозначенных проблем современных предприятий?

Когда меня спрашивают, почему я решил учиться на логиста, я чаще всего отвечаю, что вопрос сформулирован неправильно. Я долго не мог определиться с будущей специальностью: чувствовалась тяга к правовым дисциплинам, интересна была набирающая популярность «Бизнес-информатика», многообещающе звучало название факультета «Государственное и муниципальное управление». И все же отчасти по результатам общения с преподавателями и студентами Вышки, отчасти вследствие набиравшей рост востребованности специалистов данного профиля на рынке труда, выбор был сделан в пользу логистики. Поэтому давайте поставим вопрос по-другому: почему студент учится пять лет, сдает (и пересдает) сложные экзамены, не переводится на другой факультет и заканчивает обучение, а в последующие годы стремится работать и профессионально развиваться в этой области?

Если бы меня попросили ответить на этот вопрос одной фразой, я бы сказал: «элитарность». Что скрывается за этим довольно громким словом? Со второго курса обучения преподаватели специальных дисциплин стали обращать наше внимание на то, что мы учимся по особенной программе. Ее особенность заключается в высокой актуальности изучаемых дисциплин и решаемых задач для современных компаний, а также глубокой проработанности учебных материалов, вобравших в себя последние западные и отечественные разработки в области логистики и управления цепями поставок. Валентина Владимировна Дыбская, декан теперь уже факультета логистики, любит говорить, что конечная цель обучения – «вырастить» поколение стратегических аналитиков в логистике, элиты корпоративного управления, способной добиться кратного роста показателей эффективности бизнес-процессов и существенного сокращения затрат компании. Ведь предприятия на современных рынках товаров и услуг сталкиваются с конкуренцией скорее не отдельных фирм или продуктов, но цепей поставок, ориентированных на достижение максимальной конкурентоспособности цен, требуемого уровня качества и высоких стандартов обслуживания потребителей. И если в США, Германии и Японии уже несколько десятков лет существуют свои школы логистики, готовящие профессионалов высочайшего класса, если в этих странах создаются новейшие логистические концепции, в кратчайшие сроки принимаемые на вооружение крупными промышленными и торговыми предприятиями, то в нашей стране логистике как самостоятельному направлению менеджмента всего около 10 лет, и российские компании лишь недавно начали инвестировать деньги в его развитие. И именно нам суждено стать тем ответом на потребность рынка в профессиональных управленцах, который придаст новый импульс росту национальной экономики.

Из чего складывается «элитарность» студентов, обучающихся логистике на одноимённом факультете НИУ-ВШЭ? Следует выделить 5 составляющих.

Глубокие специальные знания

Процесс обучения ориентирован на ознакомление студентов с алгоритмами, методами и практиками, необходимыми для решения конкретных задач в области логистики: выбора поставщика сырья и материалов, планирования выпуска готовой продукции, определения структуры складской сети, разработки системы показателей эффективности в области МТО, и многих других. А наличие «под боком» Международного центра подготовки кадров в области логистики (МЦЛ НИУ-ВШЭ) позволяет «проходить проверку практикой»: включать в программу те модели и инструменты, которые успешно зарекомендовали себя в работе западных и российских компаний.

Системный подход к анализу

Одно из ключевых качеств учебного процесса по специальным дисциплинам состоит в том, что они преподаются в комплексе, охватывая все основные этапы движения материальных и информационных потоков современного предприятия. Мы последовательно изучаем планирование, снабжение, производственную логистику, распределение готовой продукции, складирование, транспортировку, управление запасами и реверсивную («возвратную») логистику. Таким образом, по окончанию обучения в голове остается не хаотичная совокупность отдельных фрагментов, а целостная система, которую можно использовать для анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Прикладной характер «теории»

Известный афоризм Роберта Кирхгофа гласит: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Готов утверждать, что это высказывание применимо не только к естественным наукам. Для студентов логистики «контрольными вопросами» на усвоение пройденного материала становятся конкретные задачи по оптимизации затрат и повышению эффективности предприятий различных отраслей промышленности. Мы объединяемся в группы, совместно решаем бизнес-кейсы, выступаем с презентациями полученных результатов. Конечно, для этого нужно изучить и теорию логистики – она предлагается в объеме, необходимом для понимания, что и для чего нужно делать, чтобы добиться стоящих перед компанией или группой компаний целей.

Если учиться, то у лучших

Можно с уверенностью говорить о том, что на факультете логистики собран самый сильный на сегодняшний день профессорско-преподавательский состав по дисциплинам логистики и управления цепями поставок. В их числе люди, инициативой и трудами которых получило начало логистическое образование в России. И то, что абсолютное большинство специалистов и руководителей российских компаний обучаются логистике в МЦЛ НИУ-ВШЭ, является красноречивым тому доказательством.

Достойная оплата труда

Конечно, толковые специалисты везде в цене. И к нашей профессии это относится в первую очередь. Ведь она одна из немногих, к которым может быть применимо понятие «окупаемости» работника. Мы повышаем прибыль компании, и делаем это не за счет увольнения «лишних» сотрудников. И при существующем дефиците высококвалифицированных специалистов в области логистики карьерный путь такого специалиста становится очень динамичным, а доходы и их рост – одними из самых привлекательных на рынке труда.

И что же на выходе? Чем занимаются эти самые стратегические аналитики в логистике, над чем они работают?

Мне нравится сравнивать логистическую сеть компании с кровеносной системой организма. Основная функция кровеносной системы – доставлять к органам и тканям питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма, одновременно выводя из них углекислый газ и продукты жизнедеятельности. Так и с логистической сетью: своевременное пополнение запасов сырья и материалов, создание и хранение резервов, контроль качества, поставки готовой продукции заказчикам и обеспечение обратных потоков – все необходимо для нормального функционирования современного бизнеса и успешного решения стоящих перед ним задач. И, как и в кровеносной системе, в логистике также могут случаться сбои в работе отдельных объектов транспортной и складской инфраструктуры, создаваться «узкие места», образовываться излишние запасы и пр. На выявление этих проблем, их устранение и предупреждение появления в будущем и направлены знания и ум стратегических аналитиков в логистике. Их основная задача – системная логистическая оптимизация, учитывающая все основные аспекты деятельности компании и позволяющая ей достигать долгосрочных целей развития. Эти специалисты, как в популярном американском сериале «Доктор Хаус», опираясь на полученные знания и профессиональный опыт, «ставят диагноз» корпоративной логистической системе, выбирают и применяют наиболее эффективные методы «лечения» обнаруженных проблем.

Стратегические аналитики в логистике – это и есть то общее, что связывает между собой все три ситуации, приведенные в начале этого текста. И мне представляется, что эта работа – одно из самых интересных направлений современного менеджмента.