• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Большой Трехсвятительский переулок, 3
Тел. (495) 771 32 58
E-mail: info@mclog.ru

Редактор сайта Школы логистики Морозова Юлия Александровна.

 

Руководитель Школы — Дыбская Валентина Владимировна

 

Научный руководитель Школы — Сергеев Виктор Иванович

 

Первый заместитель руководителя Школы — Фель Алла Викторовна

 

Заместитель руководителя Школы по науке и общим вопросам — Эльяшевич Иван Павлович

 

Заместитель руководителя Школы по научной работе со студентами — Гусев Денис Александрович

 

Заместитель руководителя Школы по работе с абитуриентами и выпускниками — Левина Тамара Владимировна

 

Заместитель руководителя Школы по международной деятельности — Виноградов Андрей Борисович

C 13 января по 27 января группа студентов и преподавателей Факультета логистики прошли стажировку в Германии

В ходе стажировки студенты и преподаватели Факультета логистики знакомились с передовыми образовательными разработками европейских университетов в области логистики и управления цепями поставок, изучали способы применения передовых логистических технологий и подходов на крупных промышленных предприятиях и в логистических центрах.
График занятий
Основные тематики занятий:
  • Стратегический сорсинг
  • Управление информацией в логистике и УЦП
  • Координация в условиях ассиметрии информации
  • (Ре-) Дизайн сетевой структуры цепей поставок
  • «Интернет вещей»
  • «Зеленая логистика»
В процессе обучения студенты посетили Stute (логистический оператор Airbus), Euro Gates (стивидорная компания в порту Бремерхафен), Hermes (складские услуги для «Отто-групп», реализующего одежду через 3 торговых канала – розничные торговые точки, через Интернет, по каталогам), Airbus (производство самолетов моделей А 318, A319/320, А321, А380), E COM Logistik (склад канцелярских товаров), BMW (автомобильный производитель), REWE (распределительный центр сетевого розничного оператора продовольственных продуктов массового потребления).
График экскурсий

Своими впечатлениями о поездке делятся ее участники:

13.01.13
И вот мы уже в самолете. Несмотря на то, что каждому из нас пришлось проснуться сегодня ни свет ни заря, во время полета мало кто спал: мы обсуждали предстоящие две недели. Мы так увлекательно делились идеями и предположениями, что не заметили как самолет уже начал снижаться.
В аэропорте нас встречала Ольга Хаенш, она ознакомила нас с предстоящей программой и проводила к автобусу, который повез нас в Бремен. Окрестностей Гамбурга мы не увидели, зато успели заметить на горизонте высоченные краны порта. Нельзя не отметить качество немецких дорог и прилежность местных водителей – в России такое, к сожалению, нечасто встретишь.
Бремен – небольшой тихий городок, где большинство домов не выше трех этажей, а жители приветливы и улыбчивы. Мы заселились в гостиницу и, решив не терять времени даром, отправились на прогулку по городу. Как оказалось дорога до главной площади от гостиницы занимает не больше 10 минут и проходит через живописные узкие улочки и парк с рекой, в которой, несмотря на минусовую температуру, плавают утки. Мы осмотрели основные достопримечательности города: здание парламента, городскую ратушу, собор Святого Петра (его возраст более 1200 лет). Естественно не обошлось и без бременских музыкантов: мы увидели не только памятник, но и самих музыкантов, играющих на площади (по воскресениям в городе проводятся бесплатные концерты). Наш вечер завершился в ресторане с национальной кухней. Поразил воображение традиционный шницель – он был настолько огромен, что есть его пришлось вчетвером. Национальные сосиски и другие вкусные блюда утолили накопившийся за долгий и трудный день голод, и в гостиницу вернулись мы с полными желудками и отличным настроением.

14.01.13.
День начался с раннего подъема – в 8.10 в лобби отеля нас уже ждал профессор, а  к этому времени нужно было собраться и позавтракать. Благо разница с московским временем  составляет 3 часа, и большинство из нас вполне выспались и спустились к завтраку в бодром расположении духа.В назначенное время в отель пришел профессор Декер и, поздоровавшись с каждым из нас, отправился с нами в BVL кампус, где нас уже встречал профессор Франк Гиеза. На улице шел снег, но местных жителей он нисколько не останавливал, и они проносились мимо нас на велосипедах.


По прибытии на занятия профессор Декер ознакомил нас с кампусом и предлагаемыми программами обучения и рассказал о том, что нам предстоит узнать и увидеть за время пребывания в Бремене.
Лекция, проведенная профессором Гиеза, была посвящена цепям поставок и их значению и месту в организации. Мы рассмотрели несколько основных моделей, каждую из которых профессор иллюстрировал интересными примерами из практики ведущих мировых компаний. В конце занятия нм предстояло выполнить кейс, суть которого заключалась в выявлении достоинств различных форм снабжения. В общем и целом, с заданием мы справились, а профессор внес ясность в некоторые сомнительные моменты, окончательно расставив все точки над i.
После увлекательной лекции нас ожидал сытный обед, а после него, в свою очередь – автобус. Мы ехали на экскурсию в компанию «Штуте», предоставляющую логистические услуги предприятию «Аэробус». «Штутте» производит некоторые детали для аэробусов, после чего отправляет их к месту сборки (в Гамбург или Тулузу). На территории компании находится производственный цех и склад, куда мы и отправились. Сотрудник компании подробно рассказал нам о деятельности склада, более того, нам удалось наблюдать за выполнением сборки заказа. Склад является производственным, поэтому номенклатура хранящихся товаров достаточно велика. На складе используется конвейер, а также несколько видов стеллажей: паллетные, консольные, мезонин и патеностеры. Особенно интересно было наблюдать за работой кран-штабелёра: несколько рядов стеллажей высотой 12 метров оборудованы кранами, которые быстро и точно отбирают необходимые короба и отправляют их на конвейер. Отдельно на складе выделена зона хранения опасных грузов, где всеобщее внимание привлекла веревка, свисающая с потолка. Как оказалось на деле, она служила для открывания двери. В завершение экскурсии мы посетили зону хранения негабаритных грузов, где можно было увидеть такие детали, как, например, части крыла самолета.
Вечером мы вернулись в гостиницу, и, так как никакая усталость не могула нас остановить, мы снова отправились гулять по вечернему Бремену. На этот раз мы забрели на Зогештрассе, по всей длине которой разбросаны магазины, маленькие лавки и рестораны. Накупив сладостей и сувениров, мы зашли в один из ресторанов, дабы продолжить изучение немецкой кухни, после чего вернулись в гостиницу в предвкушении завтрашней поездки в порт Бремерхафен.

15.01 Экскурсия в порт Бременхафен

На второй день нашего пребывания в Германии состоялась поездка в один из крупнейших портов- хабов Бременхафен. Длина причального фронта порта составляет около 20 километров, глубина до 14 метров. Данный порт специализируется принимает линейные и фидерные один километр. Количество кранов для погрузки и разгрузки судов составляет около 40 кранов. Что позволяет быстро разгружать и загружать суда любых размеров. В порт ведет автомагистраль, а так же железнодорожные пути, что позволяет использовать практически любой вид транспорта.

Порт делится на 3 различных терминала. Первый терминал специализируется на приемке автомобильных линейных судов. Зона хранения для автомобилей позволяет разместить около 90000 автомобилей, когда на самых крупных лайнерах размещается до 6000 автомобилей. Второй и третий терминалы специализируются на переработке контейнеров.
Основным пользователем второго терминала является крупнейшая компания морской перевозчик MSC, основным пользователем и владельцем 50% активов 3 терминала является прямой конкурент компании MSC компания Maersk Line. Во втором и третьем терминалах принимают все виды контейнеров, и осуществляют все возможные виды услуг которые связаны с перемещением контейнеров. В обоих терминалах возможно размещение до 12000 контейнеров в один уровень. Обычно контейнеры штабелируют максимум в 6 рядов в высоту.

16.01.13

Посетив компанию Гермес (оказывающую логистические услуги), мы ознакомились с примером возвратной логистики, осуществляемой в розничной торговле текстильной продукцией. Поскольку процент заказов, возвращаемых клиентами по различным причинам, достигает от 40 до 60% в зависимости от товарной категории, данная функция является необходимой, так как обеспечивает должный уровень сервиса и повышает конкурентоспособность компании, а также является экономически целесообразной ввиду экономии от масштаба.

В процессе экскурсии нам были показаны все этапы процесса возвратной логистики, начиная с приемки контейнеров, сортировки по артикулам и, соответственно, по рабочим центрам, обработки и оценки состояния возвращаемого товара (что включает также считывание компьютером штрихкодов, регистрацию в системе и дальнейшие указания по упаковке и маркировке товаров).

Завершающим этапом является конечный контроль качества возвращаемых товаров и отправка на склад готовой продукции.

В сутки компания обрабатывает около 100 20-футовых контейнеров с продукцией. В течение часа происходит обработка до 660 единиц заказа.

Все товары размещаются в специальных коробках и наполняются до массы 1,7 кг, что позволяет облегчить процесс отправки товара на склад.

Во второй половине дня мы прослушали лекцию на тему логистика розничной торговли в цепях поставок. Были охвачены такие аспекты, как использование эффекта масштаба в розничной торговли, рассмотрен пример, показывающий эффективность организации системы распределения с использование центральных и подсортировочных складов, а также уровень страховых запасов, необходимых для каждого вида системы складирования.

17.01.2013

С самого утра у ребят был немного пессимистический настрой, так как предстоял очень трудный день сплошных лекций, на данную дату не было запланировано ни одной экскурсии на предприятие. Однако после начала лекции с профессором Маркусом Мао настроение от былого настроя не осталось и следа.

Да, нам предстояло пройти много материала, программа была действительно насыщенной, но профессионализм доктора Маркуса Мао и его умение вовлечь каждого студента в процесс сделали свое дело и, казавшиеся вначале долгими, 8 часов пролетели абсолютно незаметно.

Первая лекция была посвящена проектированию складской сети розничного предприятия. Профессор рассказывал про известные нам системы товароснабжения: централизованную и децентрализованную, описывал преимущества и недостатки каждой из систем.

Далее профессор остановился на изменении логистических издержек в зависимости от расстояния и стоимости за единицу товара для каждой из системы товароснабжения, а также на преимуществах использования эффекта масштаба. Описывая проектирование складской сети и выбор системы товароснабжения, Маркус Мао акцентировал наше внимание на инструменты управления бизнесом таких как: метод критического пути, который мы изучали с Денисом Александровичем, и ABC-XYZ анализ, который мы проходили вместе с Иваном Павловичем.

Во второй части первой лекции Маркус Мао подробно описал нам ECR концепцию (концепцию эффективной реакции на запросы потребителей), а именно: суть и идею,  необходимые условия реализации данной концепции, проблемы внедрения ECR, четыре основных составляющих ECR, за счет которых происходит сокращение издержек.

Вторая лекция профессора Маркуса Мао в основном была посвящена зеленой логистике.

Было приведено множество примеров компаний, таких как: Marks & Spencer, Tesco, BMW, DHL, Meyer Logistics и т.д., которые реализуют разные стратегии, снижающие шумовое загрязнение, выбросы углекислого газа в атмосферу, потребление электроэнергии, сырья и материалов. Следует отметить, что благодаря использованию стратегий, сохраняющих окружающую среду, компании не только улучшают свой имидж, но и за счет новых технологий и инноваций, увеличивают свою прибыль.

После окончания лекций ребята поблагодарили Маркуса Мао, а также обменялись с профессором контактами.

18.01.13
В пятницу на повестке дня был ряд интересных занятий в BVL кампусе: сначала профессор Josef Decker сделал экскурс в концепцию Lean Production, после с лекцией «Agilevs. leansupplychains» выступил лектор из HeriotWattUniversityAndré Kreie, а затем последовала командная игра «towercompetition». Для нашей довольно хорошо подготовленной группы вопросы неизбыточного производства не представились чем-то новым, скорее получилось нечто вроде закрепления материала. Тем не менее, было полезно узнать, каким аспектам и ключевым элементам концепции уделяют внимание в европейском профессиональном сообществе. Такое вступление подготовило нас к следующей лекции, которая охватывала проблемы гибких цепей поставок (agilesupplychains) и их отличие от цепей, построенных на основе lean-технологий. В условиях современных рыночных тенденций, когда жизненный цикл товара измеряется месяцами, а иногда и неделями, а спрос не поддается прогнозам, создание гибких цепей поставок становится жизненно важным для ряда отраслей бизнеса, что было наглядно продемонстрировано лектором на примере компании Сара.
Кульминацией дня занятий стала игра, направленная на развитие навыков межкультурной коммуникации, суть которой состояла в том, чтобы используя только 4 листа бумаги и клей построить максимально высокую башню за заданное время. Было интересно наблюдать, как русский и немецкий типы мышления отражаются на генерации идей и общей командной работе. Результаты были действительно впечатляющими: среди получившихся конструкций можно было наблюдать как универсальные решения задачи, которых было большинство, так и оригинальные, которые хотя и проигрывали по регламенту конкурса, но, однако же, явно превосходили другие варианты по красоте и незаурядности. Под занавес были подведены итоги курса, обратная связь и выданы сертификаты BVL всем участникам.

20.01.13
Первый день в Берлине. В 9 часов - начало лекций, сбор в холле в 8 30. Вместе с Ольгой на метро добрались до корпуса HBS. Корпус находится на очень живописной улочке, совсем не далеко от метро.
Лекция называлась: "Coordination and Integration in Supply Chains",  лектор Григорий Пищулов.  В основном на лекции акцент делался на запасах. Мы повторили основные  модели снабжения ( с фиксированным объемом заказа, с фиксированным временем заказа, смешанную). Так же посмотрели как рассчитывается EOQ и какую прибыль  можно получить, если из цепи исключить посредника. Считая прибыль, мы посчитали оптимальную цену на товар, какую может установить производитель, и какую может установить ритейлер, исходя из спроса. В раздаточном материале были указаны источники, что особенно было полезно для ребят, которые пишут выпускные работы по этой теме. Лекция длилась 3 часа.
После лекций у нас было свободное время, в которое нам посоветовали посмотреть, как проходит в Берлине блошиный рынок. Мы последовали совету.
21.01.13
Экскурсия на производственное предприятие компании  «eCOM Logistik» дала возможность студентам больше узнать о сервисной логистики,  об обработке и формировании заказов, с помощью современного и автоматизированного оборудования (до 2000 комплектаций заказов за смену), об управлении цепочками поставок: от производственного цеха до торговой точки (POS).
Экскурсия помогла ребятам узнать, что компания «eCOM Logistik»   производит письменные принадлежности, в частности это блокноты, тетради, бумажные органайзеры, еженедельники под потребности компаний-заказчиков.
Производство данных товаров компания выполняет с помощью современного и автоматизированного оборудования. Студентам было наглядно показано, как производятся тетради, из каких материалов – это было особенно интересно с точки зрения наглядности процесса производства. Представитель компании показал студентам, как хранятся материалы для производства тетрадей и блокнотов (огромные рулоны бумаги, которые если развернуть могут достигнуть длины 5 км).
Данная компания занимается подготовкой канцтоваров для продажи в магазинах розничной торговли. Стоит отметить, что студенты увидели автоматизированный склад, который компания  использует для хранения и комплектации не только тетрадей и блокнотов, но и всех канцтоваров, которые компания предоставляет в магазины розничной торговли.
Экскурсовод рассказал студентам о системе экологического менеджмента фирмы «eCom Logistik». Параметры непосредственных и косвенных аспектов экологии входят в ежегодную экологическую программу и подтверждаются соответствующими мероприятиями, а также ежегодными внутренними и независимыми аудиторскими проверками и контролем службы технического надзора TÜV Rheinland CERT. И в 2011 году компания «eCom Logistik» выдержала повторный аудит. Этот сертификат действителен в течение трех лет.
Так же студентам дали возможность увидеть, как осуществляется упаковка готовой продукции и, непосредственно, комплектация заказа. Компания предоставила возможность ребятам  взять с собой тетрадки, которые были произведены компанией «eCOM Logistik», что было очень гостеприимно со стороны компании.
Экскурсии была очень познавательной и помогла ребятам больше узнать о европейском опыте в области взаимодействия производства и логистики.
22.01.2013
В этот день у нас было практическое занятие, на котором была бизнес игра известная как Beer Game (Пивная игра). Проводил данную игру Стефан Хенш – основатель HBS и по совместительству ректор бизнес школы, в которой мы проходим стажировку.
Суть данной игры заключается в моделировании цепи поставок, которая состояла из четырех звеньев: производитель, дистрибьютор, оптовик и ретейлер. Цель игры – минимальный суммарный уровень издержек во всей цепи поставок. Стоит отметить, что у нас была упрощенная модель игры, которая включала два вида издержек: затраты на хранение единицы запаса и затраты от упущенных продаж (out-of-stock).
Сперва, было довольно тяжело понять, что необходимо делать, а также вникнуть в сам процесс, но потом все разобрались и процесс пошел намного быстрее и интереснее. Каждое звено цепи поставок получало заказ от потребителя, прогнозировало спрос и размещало заказ у поставщика на следующий период.
Из данной бизнес игры мы сделали следующие выводы:

  • необходима информационная интеграция в цепи поставок
  • необходимо принимать единую стратегию управления запасами, которая будет устойчива к колебаниям спроса
  • необходима возможность гибкости в плане времени доставки (иногда предпочтительнее более дорогая, но быстрая доставка)
В данной игре был наглядно исследован эффект хлыста.

24.01.13

Сегодня мы посетили завод БМВ в городе Лейпциг. На данном заводе осуществляется производство автомобилей серии X1. Мы ознакомились с процессом сборки, которая на 95% осуществляется автоматически с использованием роботов. Все процессы транспортировки между цехами осуществляется под крышей, чтобы максимально использовать производственные мощности.

После сборки все машины попадают в цех покраски, где помимо прочего все кузова обрабатываются химическими составами для защиты от агрессивности окружающей среды. Затем мы ознакомились с процессом комплектации каждой машины электронной техникой, сидениями, отделкой салона.На последнем этапе в машину вставляют двигатель и отправляют на тестирование на полосе препятствий. Каждый этап сопровождается контролем качества. Ежедневно с конвейера выпускается 704 машины. Все материалы поступают от поставщиков по технологии JIT. После обеда мы посетили город Лейпциг.

25.01.13

Сегодня мы посетили распределительно-подсортировочный склад компании REWE. Данный склад оборудован 120 доковыми зонами (60 – на приемку и 60 – на отправку). Компания занимается обработкой продукции от поставщиков, комплектацией заказов для розничных магазинов и предпродажной подготовкой товара. На складе существует несколько зон хранения в зависимости от типа продукции: зона овощей и фруктов, мясомолочная зона, сухая зона (макароны, крупы), зона алкогольной продукции.

В мясомолочной зоне соблюдается специальный температурный режим. Перевозка товаров данной категории осуществляется в специальных контейнерах с морозильными блоками, что гораздо дешевле, чем заказывать рефтранспорт.

Ежедневно компания заканчивает приемку и размещением товаров от поставщиков до 12 часов дня. Затем сотрудники компании начинают комплектовать заказы в соответствии с потребносятми точек продаж. Склад обслуживается через систему WMS. Некоторые товарные позиции находятся на складе не более 2 дней, другие – могут храниться до 45 суток.



О всех стажировках Факультета