Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119049, г. Москва, Шаболовка, д. 26, корпус 4
Телефон: (495) 771-32-58
Рассматриваются современные концепции, стандарты и системы автоматизации управления производственными предприятиями, функциональные и технологические возможности информационных систем управления ERP -класса, оперативного управления производством (MES), компьютеризированного интегрированного производства (CIM), непрерывной поддержки жизненного цикла изделий (PLM) и решения цифрового производства, стратегические информационные системы управления эффективностью деятельности организации (ВРМ), образующие различные контуры управления производственным предприятием и среду управления на базе интегрированных информационных систем предприятия. Большое внимание в учебники уделяется практическому освоению современных систем поддержки принятия управленческих решений, новейших информационно-аналитических технологий анализа данных, имитационного моделирования и их применению для решения широкого спектра бизнес-задач в управлении предприятием, производством, процессами внутренней и внешней логистики производственного предприятия.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Бизнес-информатика» и др. Будет полезно слушателям программ МВА и других направлений бизнес-образования, а также всем, кто хочет получить комплексное и актуальное представление о современных информационных системах и перспективных информационно-аналитических технологиях, необходимых современному менеджменту для эффективного управления и решения сложных бизнес-задач, возникающих на различных уровнях управления (от стратегического до оперативного) производственным предприятием.
Впервые в отечественной учебной литературе представлен систематизированный обзор современных концепций и систем автоматизации управления масштаба промышленного предприятия, включая не только хорошо известный класс менеджеральных ERP- систем и его окружения, а также системы управления производственными системами - класса MES, APS, компьютеризированного интегрированного производства CIM, являющихся развитием систем управления производством, системы непрерывной поддержки жизненного цикла изделий (PLM) и его современные тренды и решения по цифровому производству, которые должны знать и осваивать современные специалисты по инжинирингу, совершенствованию производственных и логистических систем, внедряющие современные методы организации и управления производством (обзор которых представлен в учебнике), а также другие информационные системы, образующие ландшафт управления промышленной организацией, замыкающие различные контуры управления, выстроенные сегодня на принципах интеграции и образующие горизонталь интегрированной информационной системы предприятия. Стратегическое развитие организаций в условиях вызовов, происходящих в конкурентной среде, становление методов стратегического менеджмента, привело к появлению стратегических информационных систем управления эффективностью деятельности предприятия, образующих вертикаль управления современной организацией, а также появлению высоких интеллектуальных технологий в этой области, ориентированных на решение сложных управленческих задач стратегического уровня. В настоящем практико-ориентированном учебнике широко рассматриваются стратегические информационные системы предприятия, инструменты бизнес-аналитики, высокотехнологичные решения цифрового производства, имитационного моделирования и их применение для совершенствования управления производственными и логистическими системами предприятия, поддержки принятия стратегических решений на предприятии.
Статья посвящена вопросам подготовки к цифровой трансформации международного авиационного грузового терминала, проводимой с целью увеличения объема авиационных грузов и почты, обрабатываемых в аэропорту на терминальном комплексе. Процесс цифровой трансформации - это процесс реинжиниринга. Он затрагивает все без исключения функциональные компоненты компании и, в первую очередь, управленческую. Важно определить заранее, какие угрозы для компании несет в себе новое управление, какие конкурентные преимущества терминал может потенциально получить в результате цифровой трансформации, что может служить основой для проведения успешного реинжиниринга, на какие управленческие, технологические и технические вопросы надо обратить особое внимание. В статье рассматриваются технологические и организационные аспекты работы грузового аэропорта, которые могут служить потенциальной основой успешной трансформации. Авторы подробно останавливаются на новых ключевых бизнес-процессах цифрового управления обслуживанием на терминале компаний агентской и экспедиторской среды. Рассматриваются варианты построения этих процессов на основе интеграции сервисов цифровой платформы грузового терминала, принципы реализации омниканального цифрового управления процессами организации авиационных грузовых перевозок в международном аэропорту
В статье проводится анализ основных направлений и технологий искусственного интеллекта и их применения в цифровых цепях поставок, обозначены перспективы применения интеллектуальных информационных систем для улучшения межорганизационного взаимодействия и сотрудничества участников в интегрированных и сетевых структурах цепей поставок. Особое внимание уделяется исследованию возможностей современных мультиагентных технологий и интеллектуальных систем в управлении цепями поставок, ориентированных на межорганизационную координацию партнеров, управление конфликтами и достижение консенсуса между участниками сетевого сообщества, управление рисками в реальном времени, формирование динамически реконфигурируемых сетевых структур цепей поставок.
В современных условиях компании заинтересованы в адаптации своих бизнес-процессов к изменяющимся условиям рынка, а также в их непрерывном контроле и совершенствовании. Одним из инструментов анализа оптимизации бизнес-процессов является технология Process Mining, или процессной аналитики, которая позволяет с помощью алгоритмов получать модели бизнес-процессов на основе их цифровых следов в информационных системах, а также решать задачи выявления отклонений и узких мест в процессах, несоответствий регламенту, мониторинга показателей процессов. Сегодня на мировом и российском рынке растет интерес к применению этой технологии в том числе и для управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок. В данной статье подробно рассматривается концепция Process Mining, демонстрируется применение методов Process Mining для анализа логистических процессов и рассматриваются три основных типа задач, решаемых с помощью этих методов. Рассмотрены примеры исследовательских работ и прикладных проектов в области применения Process Mining в логистике и управлении цепями поставок.
Раскрыто содержание концепции обеспечения прозрачности цепи поставок, которая в настоящее время привлекает внимание руководителей среднего и высшего звена в широком спектре компаний и отраслей. Проведен анализ причин повышенного интереса к проблематике прозрачности цепей поставок, в частности: давление правительства, потребителей, неправительственных организаций и др. на руководство фокусных компаний, чтобы они открывали больше информации о своих цепях поставок. Показано, что репутационные издержки, связанные с невыполнением этих требований, могут быть очень высокими. В статье разъясняется смысл прозрачности цепи поставок и предлагаются руководящие принципы и методология для отображения и расширения прогресса в понимании проблематики SC-Transparency. Анализ основан на зарубежном опыте УЦП, которым за последнее десятилетие поделились десятки компаний во всех отраслях промышленности всех размеров с устойчивыми достижениями в области УЦП. Особое внимание уделено анализу опыту Массачусетского технологического института (MIT) - инициатива, основанная в Центре транспорта и логистики MIT; исследованиям компании «Sourcemap», поставщика решений для прозрачности цепей поставок и исследованиям в этой области ведущих экспертов и аналитиков.
Технологии виртуальной и дополненной реальности – одно из инновационных направлений, которое вносит свой вклад в общий тренд цифровизации логистики. В данном исследовании рассмотрены основные технологические достижения в области виртуальной и дополненной реальности. Представлены классификация устройств виртуальной и дополненной реальности, обзор решений, представленных на рынке, и сравнение их характеристик. На основе анализа публикаций результатов исследований и экспериментов, проводимых с использованием устройств виртуальной и дополненной реальности, выявлены основные требования к этим устройствам и перспективные способы и области их применения в логистике. Представлены результаты проведенного анализа опыта использования данных технологий российскими и зарубежными логистическими компаниями, выявлены проблемы и перспективы. Также выявлены проблемы, препятствующие массовому внедрению технологий виртуальной и дополненной реальности в логистические процессы, связанные с несовершенством устройств, программного обеспечения, отсутствием специалистов. Определены преимущества, которые может получить компания, внедряя технологии виртуальной и дополненной реальности в свои логистические процессы.
В статье рассматриваются актуальные вопросы цифровой трансформации авиационных грузовых перевозок. Она должна помочь авиатранспортному рынку купировать возникающие угрозы и своевременно воспользоваться новыми технологиями цифрового управления новых бизнес-процессов. Связующим функциональным звеном между экспедиторскими сетями и авиакомпаниями является грузовой терминал. Анализируются технологические процессы, выполняемые терминалом и другими субъектами авиационной цепи поставок, их соответствие существующему нормативно-правовому полю. Подчеркивается уникальность функционала авиационного грузового терминала в РФ. Делается вывод о возможности с помощью создания цифровой платформы грузового терминала организовать принципиально новые бизнес-процессы управления авиационными грузовыми перевозками с помощью данных в цифровой форме. Результатом цифровой трансформации должно стать превращение международного грузового авиационного терминала в -цифрового экспедитора» – «цифрового агрегатора» международных авиационных перевозок и сопутствующих услуг. Рассматривается пилотный проект перспективной цифровой платформы: трансформация работы грузового терминала с агентскими и субагентскими компаниями по комплексной организации международных грузовых экспресс-отправок авиационным и комбинированным (авиационным и автомобильным) транспортом в адрес физических и юридических лиц.
В статье рассматривается ряд проблем возникающих при цифровой трансформации транспортно-логистических процессов.
Исследование проблем формирования новых бизнес-процессов управления транспортным и логистическим сегментами рынка в современных условиях цифровой экономики является крайне актуальным. Появление новой отрасли – цифровой логистики требует создания и внедрения адекватных организационно-методических подходов, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. При очевидных угрозах потери управления, потенциальные возможности национальной цифровой логистики огромны.
Рассматривая процессы управления цепями поставок с позиций транспортного экспедирования, автор делает вывод о необходимости адекватной реакции отечественной логистики на быстро меняющиеся формы рынка. Особое внимание в статье уделяется вопросам цифровой трансформации отрасли, изучению мирового и отечественного опыта внедрения технологий цифровой экономики в реальные транспортные и логистические бизнес-процессы. Новые технологии и механизмы цифровой трансформации - глобальны, они касаются всего мира, всех сегментов экономики. Исследуя опыт формирования новых цифровых повесток, пересматривающих существующие регуляторные нормы старых процессов экономики, автор высказывает идею об отсутствии необходимости копирования устаревших стандартов. Формулируется идея опережающей локализации современных мировых тенденций в целях соответствия новой экономической парадигме. Автор делает вывод о недостаточном внимании вопросам создания необходимого инновационного климата поддержки в первую очередь передовых идей, а не только реализованных бизнес-проектов. В статье подчеркивается, что новые управленческие сервисы цифровой трансформации могут быть спроектированы только интегрированными компетенциями.
Рассмотрена проблематика цифровой трансформации цепей поставок. Предложен Фреймворк (каркас) цифровой трансформации цепи поставок, который составляют четыре базовых элемента: цифровизация опыта клиентов, цифровизация продуктов и услуг, цифровизация операций/процессов, цифровая трансформация компании/цепи поставок. Определена содержательная (функциональная) структура четырех фрейм-блоков и подробно описаны основные компоненты (системы, технологии), составляющие цифровой контент фреймворка.
Разработана схема (алгоритм) процесса цифровизации цепи поставок, включающий три основных этапа: осознание необходимости цифровизации, цифровое видение и стратегия, собственно, методика цифровой трансформации цепи.
Сама процедура цифровой трансформации цепи поставок включает ряд проектных решений, связанных с формирование коммуникационной сетевой структуры (Multi Party Network), в частности с использованием технологии «Блокчейн», интегрированной системы планирования цепи поставок, экосистему цифровых двойников (Digital Twin), а также цифровую платформу контроля и мониторинга событий в цепи поставок (Supply Chain Control Tower).
В аналитическом обзоре определены основные тенденции цифровизации цепей поставок и логистики в промышленности и торговле. Рассмотрены методологические аспекты цифровой трансформации цепей поста- вок. Выявлены перспективы и проблемы применения в логистике и управлении цепями поставок таких цифровых технологий, как блокчейн, интернет вещей, дополненная реальность, облачные сервисы, технологии анализа больших данных и предиктивная аналитика, роботы, дроны, беспилотные автомобили, 3D-печать. Также уделено внимание вопросам построения цифровых двойников, моделированию и реинжинирингу бизнес-процессов в цепях поставок. Для абитуриентов, студентов и преподавателей экономических и технических вузов и факультетов, логистов, специалистов компаний по управлению цепями поставок.
Беспилотные технологии – одно из инновационных направлений в логистике, которое постепенно входит в нашу жизнь. Многие компании в России и за рубежом ведут разработки в данном направлении. Насколько близки они к реализации и промышленному внедрению? Какие виды беспилотных аппаратов существуют на данный момент? В данной статье представлены классификация беспилотных технологий, а также обзор рынка существующих беспилотных решений, их особенности и производители. Рассмотрены беспилотные автомобили, летательные аппараты, беспилотный водный и рельсовый транспорт, а также роботы для грузообработки на складе. По данным пресс-релизов ведущих производителей и заказчиков беспилотных аппаратов проведен анализ российского и зарубежного опыта использования беспилотных технологий в логистике, по результатам которого выявлены основные сферы их применения. Также выявлены проблемы, препятствующие массовому внедрению беспилотных технологий в логистические процессы, связанные как с несовершенством беспилотных технологий, так и с иными внешними факторами. Определены преимущества беспилотных решений перед традиционными средствами передвижения и перемещения. Рассмотрены перспективные области применения беспилотных технологий, обещающие повышение эффективности логистических процессов и уровня логистического сервиса.
Статья посвящена рассмотрению ряда организационно-методических вопросов создания цифровой платформа транспортного комплекса, касающихся проблем анализа и учета рисков, возникающих при интеграции компетенций для формирования информационно-логистических услуг. Вопросы, которые исследуются авторами в статье очень актуальны при практическом создании цифровых сервисов транспортной платформы на базе интеграции нескольких технологических продуктов, принадлежащих разным собственникам. Детализация возможных рисков необходима для их последующего купирования организационной и технологической инфраструктурой цифровой платформы.
Авторами рассматриваются отношения, возникающие между фундаментальными элементами цифровой платформы: базовым продуктом платформы, цифровыми сервисами и процессами их продажи. Анализируются различные категории базового продукта - нематериального актива, без которого не может быть построен комплекс цифровых сервисов в рамках цифровой платформы. Исследуются зависимости нематериального актива от активов материальных и людей-носителей этого актива, а также возникающие при этом риски.
Исследование опирается на методологию концептуального анализа проектирования сложных социально-экономических форм и организационных структур, успешно протестированную при создании информационно-логистического центра «Аэроград» в международном аэропорту Шереметьево.
Применение изложенного авторами методического подхода, позволяет минимизировать возникающие при разработке цифровых сервисов риски с помощью разработки соответствующих договорных форм и технологий, составляющих репозитарий цифровой платформы, а также выбором соответствующих организационно-правовых механизмов создания функциональных компонент транспортной платформы. Для эффективной практической интеграции компетенций, дается рекомендация по созданию инновационного центра цифровой платформы в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.
Добывающие отрасли российской промышленности активно развиваются, формируя привлекательный рынок для поставщиков горнодобывающего оборудования. Однако сегодня клиенты на этом рынке предъявляют жесткие требования как к условиям первичной поставки оборудования, так и к качеству послепродажного обслуживания и снабжения запасными частями. Это требует от поставщиков оборудования детального анализа цепей поставок, разработки экономически обоснованной политики обслуживания клиентов и настройки своей цепи поставок для реализации этой политики. Для обеспечения качества послепродажного обслуживания поставщики оборудования вынуждены создавать запасы деталей и комплектующих на своих складах и разрабатывать политики управления этими запасами. В данной статье предложен основанный на агентном имитационном моделировании подход, позволяющий прогнозировать ключевые показатели эффективности управления запасами, находить значения параметров политики управления запасами и исследовать компромисс «сервис – затраты». Приводится описание концептуальной модели поставок запчастей и реализации этой модели с использованием пакета Anylogic 8.4. Рассмотрен пример использования этой модели для определения экономически обоснованных параметров политики управления запасами запчастей для поставщика насосного оборудования для горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности, действующего на российском рынке. С использованием модели определены необходимые для достижения заданного уровня сервиса параметры политики управления запасами. Исследована зависимость совокупных логистических затрат компании от целевого уровня сервиса.
Растущие интерес и ожидания от применения технологии блокчейн заставляют многих аналитиков обратить на нее пристальное внимание. В каких направлениях логистики и управления цепями поставок применение блокчейн целесообразно? Какие программные решения блокчейн доступны российским компаниям уже сейчас? В данной работе показаны основные функциональные возможности существующих на рынке программных решений, а также проведен сравнительных анализ блокчейн-платформ, используемых для разработки приложений для логистики. На основе анализа опыта выполнения проектов по использованию блокчейн в логистике и управлении цепями поставок в России и за рубежом выявлены основные актуальные направления применения блокчейн, определены проблемы, ограничения и условия применения блокчейн.
В статье рассмотрена ситуация распределения ограниченного количества запаса готовой продукции в собственной двухэшелонной логистической сети предприятия. Данная сеть состоит из центрального распределительного склада и нескольких региональных складов, обслуживающих клиентов компании. Предполагается, что каждый региональный склад ежедневно рассчитывает свою потребность в продукте с учётом прогнозируемого спроса, запаса в наличии, страхового запаса и времени доставки с центрального склада. Таким образом, менеджерам известен уровень потребления и объем запаса каждого из складов, который корректируется благодаря регулярному обмену информацией. Прогнозирование спроса и планирование отгрузок происходит централизованно.
Под ограниченным запасом понимается размер запаса готовой продукции на центральном складе, недостаточный для удовлетворения суммарных потребностей региональных складов в продукте. Ситуация ограниченного запаса может иметь различную протяжённость во времени.
Для принятия решения о распределении используются принципы распределения ограниченного запаса, т.е. набор правил, определяющих объём и очерёдность отгрузок с центрального на региональные склады продукции с ограниченным запасом.
В рамках статьи были поставлены и решены следующие задачи:
определить факторы, влияющие на решение о правилах распределения ограниченного запаса создать классификацию применяемых принципов распределения ограниченного запаса определить влияние целей бизнеса на выбор предпочтительного принципа распределения построить имитационную модель и проверить, какой принцип распределения наилучшим образом способствует достижению выбранной целиПредполагается, что полученные результаты можно будет использовать для формирования правил распределения ограниченного запаса на предприятиях с собственной сетью распределения, и для формирования алгоритмов распределения в информационных системах (модулях) класса DRP.
Статья посвящена актуальным проблемам цифровизации в отрасли сетевой розничной торговли. Показана роль управления цепями поставок (УЦП) в сетевой рознице, и акцентировано внимание на ключевых трендах в УЦП, многие из которых связаны с цифровой трансформацией цепей поставок. Проанализирована лучшая практика в области цифровизации цепей поставок предприятий промышленности и торговли. Рассмотрен, в частности, опыт цифровых преобразований цепей поставок крупных мировых корпораций, таких как НР и Nokia, а также аналитические отчеты ведущих консультантов по УЦП – компаний Gartner, Deloitte и Accenture по цифровизации предприятий различных отраслей экономики.
На основе анализа выделены ключевые тренды в цифровизации розничной торговли и определены методические походы к трансформации обычной цепи поставок сетевого ритейлера в цифровую. Идентифицированы основные цифровые технологии, используемые сегодня в России сетевыми розничными операторами.
Предложен методический подход к цифровой трансформации цепи поставок сетевого ритейлера, основанный на процессном (SCOR) моделировании. На примере крупнейших сетевых ритейлеров РФ, компаний «Магнит», «X5 Retail Group» и «М.Видео» построена SCOR-модель типовой цепи поставок предприятия сетевой розницы, на основе которой определен возможный перечень цифровых технологий, систем и устройств, соответствующих каждому процессу модели.