• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Применение технологии Process Mining в управлении цепями поставок

Воронова А. П., Заходякин Г. В.

Логистика и управление цепями поставок. 2020. № 6(101). С. 26-36.

Глава в книге
Conceptual Framework of Agent-based Model of Relational Conflicts in Russian Retail

Morozova Y. A.

In bk.: Proceedings of Analytics for Management and Economics Conference AMEC 2019. St. Petersburg: 2019. P. 367-373.

Инструменты моделирования и проектирования логистической сети

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов практических навыков использования промышленных инструментов моделирования цепей поставок для решения задач в сфере проектирования и планирования цепей поставок. В ходе изучения курса студенты знакомятся с бизнес-кейсами применения компьютерного моделирования для решения задач логистики и управления цепями поставок, публикациями в области Для практической реализации моделей студенты используют пакет Anylogistix. Дисциплина входит в блок дисциплин по выбору и читается на первом курсе магистратуры. Для успешного завершения курса студенты должны владеть знаниями по основам логистики и управления цепями поставок, экономико-математическим методам в логистике, системному анализу, а также по выбранной для проекта области логистической деятельности (логистика производства, складирования, логистика распределения, управление запасами, управление цепями поставок. Для более глубокого понимания результатов моделирования желательно освоение курса «Модели оптимизации в планировании цепей поставок», где подробно рассматривается применяемые в стратегическом планировании цепи поставок математические модели. Однако это не является обязательным требованием. Полученные знания и навыки студенты могут применить как при выполнении диссертационного исследования, так и при решении прикладных профессиональных задач, работая в отделе логистики компании или консалтинговой фирме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов практических навыков использования промышленных инструментов моделирования цепей поставок для решения задач в сфере проектирования и планирования цепей поставок
  • Знакомство с бизнес-кейсами и академическими исследованиями в области применения компьютерного моделирования для решения задач логистики и управления цепями поставок
  • Приобретение навыков сбора и подготовки данных для моделирования цепи поставок
  • Приобретение навыков представления результатов моделирования бизнес-пользователям
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выполняет описание структуры цепи поставок с учетом ее функциональных и структурных атрибутов
  • Перечисляет и объясняет отличия основных подходов к решению многокритериальных задач оптимизации
  • Объясняет отличие аналитического и имитационного подходов при анализе логистических систем
  • Способен создать в Anylogistix имитационную модель логистической сети
  • Способен собирать статистику ключевых показателей эффективности цепи поставок в Anylogistix
  • Способен готовить данные для модели логистической сети
  • Способен привести и интерпретировать математическое описание базовых объектов логистической сети (производства, складов, транспортных маршрутов)
  • Может реализовать модель для проектирования логистической сети с использованием пакета Anylogistix
  • Способен описать политики управления запасами и провести имитационный эксперимент в пакете Anylogistix
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ цепей поставок
    Структурная, функциональная и процессная декомпозиция цепи поставок. Показатели эффективности процессов в цепях поставок. Классификация цепей поставок на основе функциональных и структурных атрибутов. Компоненты логистической стратегии производственной и торговой компании.
  • Применение моделирования в стратегическом управлении цепями поставок
    Применение смешанного целочисленного линейного программирования в стратегическом планировании цепей поставок. Информационные системы для проектирования сетевой структуры цепей поставок. Языки моделирования для разработки специализированных моделей. Модели размещения объектов логистической инфраструктуры. Модели эшелонированных производственно-логистических сетей. Модели планирования развития производственных мощностей. Уровень сервиса в моделях стратегического планирования. Вычислительная сложность задач целочисленного программирования. Понятие разрыва целочисленности и последствия для использования результатов моделирования в принятии решений.
  • Разработка моделей для стратегического планирования в пакете Anylogistix
    Моделирование систем распределения. Ключевые характеристики склада как элемента сети распределения в Anylogistix. Моделирование маршрутов транспортировки и транспортных тарифов. Моделирование производственно-логистических сетей. Моделирование производственных ресурсов. Моделирование политики обслуживания клиентов и оценка уровня сервиса. Применение многопериодных моделей в стратегическом планировании. Выбор потенциальных мест дислокации склада с помощью метода центра тяжести (в Anylogistix). Проектирование глобальных цепей поставок: налоги, таможенные тарифы и пошлины, трансфертные цены. Визуализация результатов моделирования с использованием встроенных отчетов и системы Tableau.
  • Стратегические аспекты управления запасами
    Особенности и ограничения моделирования запасов с помощью метода смешанного целочисленного линейного программирования. Подходы к определению уровня запасов в звеньях эшелонированной логистической сети. Определение уровней страхового запаса с использованием Anylogistix.
  • Подготовка данных для моделей стратегического планирования
    Методы сбора и подготовки данных о производственных и логистических затратах. Анализ маршрутов транспортировки и транспортных тарифов. Методы прогнозирования спроса. Методы и критерии агрегирования данных: продукты, клиенты, временные периоды. Методы валидации моделей стратегического планирования.
  • Многокритериальная оптимизация в стратегическом планировании цепей поставок
    Формализация критериев оптимизации в моделях стратегического планирования. Методы решения многокритериальных задач: метод взвешенной суммы критериев, метод уступок, метод идеальной точки. Нормализация критериев. Парето-оптимальность. Понятие о множестве неулучшаемых альтернатив. Аппроксимация множества неулучшаемых альтернатив. Иерархическая оптимизация. Использование Anylogistix для анализа компромиссов: затраты-сервис, объем инвестиций – удельные затраты. Использование экологических критериев при проектировании цепей поставок.
  • Неопределенность и динамика в задачах стратегического планирования цепей поставок
    Источники неопределенности при разработке моделей стратегического планирования. Классификация видов неопределенности. Анализ чувствительности моделей. Сценарный анализ. Понятие о стохастическом программировании. Робастная оптимизация. Имитационное моделирование как инструмент планирования в условиях неопределенности. Имитационное моделирование цепей поставок с использованием пакта Anylogistix
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Оценка за активность вычисляется по формуле: количество баллов, набранных студентом за активность (решение заданий, участие в обсуждении докладов, решение задач на семинарах) / общее количество баллов за выданные задания на активность * 10.
  • неблокирующий Доклад
  • блокирующий Выполнение и защита проекта
    Форма экзамена: Экзамен проводится в устной форме, онлайн (защита проектов). В процессе защиты выполняется видеозапись, которая передается в учебную часть. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе Zoom. Время начала указано в расписании. В течение всего времени проведения защит проектов участники должны быть подключены к конференции Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://support.zoom.us/hc/ru/articles/201362023-System-Requirements-for-PC-Mac-and-Linux Для участия в экзамене студент обязан: 1. Не позднее 14 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе Zoom. 2. Войти на платформу Zoom под личной учетной записью и указать реальное имя и фамилию (рекомендуем использовать аккаунт студента @edu.hse.ru). 3. Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель, а не wi-fi или сотовую сеть). 4. Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты (ваша презентация, ваши модели/скрипты). 5. Перед началом защиты закрыть на компьютере лишние приложения, не требующиеся для защиты (вам понадобятся клиент Zoom, PowerPoint и программа, с помощью которой вы делали свою разработку). В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. В процессе защиты студентам запрещено: 1. Выключать видеокамеру. Все участники команды должны в процессе защиты включить свое видео с веб-камеры. В остальное время изображение с веб-камеры необходимо отключить. 2. Выходить за угол обзора камеры. Во время экзамена студентам разрешено: 1. Запрашивать у преподавателя информацию, связанную с организацией защиты проектов 2. Задавать вопросы участникам защищающейся команды Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Zoom более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой Zoom во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность + 0.5 * Выполнение и защита проекта + 0.2 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Stadtler, H., & Kilger, C. (2005). Supply Chain Management and Advanced Planning : Concepts, Models, Software and Case Studies (Vol. 3rd ed). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=145449
  • Моделирование цепи поставок, Шапиро, Дж., Лукинского, В. С., 2006
  • Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев, В. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hartmut Stadtler, Bernhard Fleischmann, Martin Grunow, Herbert Meyr, & Christopher Sürie. (2012). Advanced Planning in Supply Chains. Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.spr.mgmtpr.978.3.642.24215.1
  • Stadtler, H., & Kilger, C. (2008). Supply Chain Management and Advanced Planning : Concepts, Models, Software, and Case Studies (Vol. 4th ed). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=256250