• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Учебные курсы
ФКН
Статья
Применение технологии Process Mining в управлении цепями поставок

Воронова А. П., Заходякин Г. В.

Логистика и управление цепями поставок. 2020. № 6(101). С. 26-36.

Глава в книге
Conceptual Framework of Agent-based Model of Relational Conflicts in Russian Retail

Morozova Y. A.

In bk.: Proceedings of Analytics for Management and Economics Conference AMEC 2019. St. Petersburg: 2019. P. 367-373.

Научно-исследовательский семинар "Информационно-аналитические решения в логистике и управлении цепями поставок"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар способствует постановке и уточнению целей магистерской диссертации, определению подходов к ее достижению, а также направлен на подготовку учащихся к самостоятельной аналитической и проектной деятельности, включающей аналитические и презентационные компоненты, в том числе участие в конференциях, круглых столах и научных дискуссиях по итогам подготовленных магистрами проектов и научно-исследовательских работ. В ходе семинарских занятий студенты осваивают и применяют современные информационные системы и технологии, инструментальные средства моделирования логистических систем и цепей поставок, технологии управления знаниями, выполняют научно-исследовательский проект по применению аналитических методов и информационных технологий при анализе конкретных управленческих ситуаций и принятии управленческих решении в логистике и управлении цепями поставок. Выполнение проекта заканчивается его презентацией перед студенческой аудиторией. По материалам проекта и научного исследования возможна подготовка научных публикаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков научно-исследовательской работы, включая навыки сбора, систематизации, анализа релевантной информации, моделирования сложных логистических систем и процессов, анализа и представления результатов исследования.
  • Формирование у студентов знаний методов исследования и навыков применения современных инструментальных средств, информационно-аналитических технологий при моделировании и проектировании логистических систем и цепей поставок, решении задач прикладного характера в сфере стратегического управления логистикой и обеспечения их информационно-аналитической поддержки, формирования концепции комплексной информационной инфраструктуры управления цепями поставок.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные классы информационных систем управления организацией и принципы формирования интегрированной корпоративной системы
  • уметь применять системно-теоретический подход и методы организационного дизайна в описании логистических процессов и деятельности
  • знать принципы формирования комплексной ИТ-инфраструктуры для поддержки логистической деятельности;
  • знать технологии современного цифрового производства;
  • уметь применять системный подход в исследовании производственных и логистических систем;
  • знать основные классы систем управления цепями поставок и принципы их интеграции на основе системного подхода и интегральных принципов логистики;
  • знать принципы и обеспечивающие технологии логистической и информационной интеграции;
  • знать базовые информационные технологии, применяемые в цифровых цепях поставок;
  • знать и уметь применять методы искусственного интеллекта и интеллектуальные технологии в управлении логистическими системами и цепями поставок;
  • знать базовые модели и методы анализа и синтеза логистических систем; наиболее существенные приложения методов экономико-математического и имитационного моделирования в менеджменте и управлении цепями поставок;
  • применять современные инструментальные средства бизнес-аналитики и компьютерного моделирования для решения прикладных задач в логистике и управлении цепями поставок;
  • владеть основами системного анализа и моделирования логистических систем; методами и технологиями имитационного моделирования логистических систем и цепей поставок;
  • знать базовые модели и методы анализа и синтеза логистических систем; наиболее существенные приложения методов имитационного моделирования в менеджменте и управлении цепями поставок;
  • уметь применять системно-теоретический подход в исследовании логистических систем; применять современные инструментальные средства компьютерного моделирования для решения аналитических задач в управлении цепями поставок;
  • владеть основами системного анализа и технологиями имитационного моделирования логистических систем и цепей поставок;
  • уметь применять методы анализа данных, современные инструментальные средства бизнес-аналитики и информационные технологии для решения аналитических задач в логистике и управлении цепями поставок;
  • владеть методами сбора, анализа структурированной и слабоструктурированной информации для решения управленческих задач
  • формировать и согласовывать корпоративную и логистическую стратегии организации;
  • знать и владеть современными методами и инструментами дизайна и моделирования цепей поставок;
  • уметь формировать и согласовывать корпоративную и логистическую стратегии организации;
  • уметь формировать программы и мероприятия для реализации стратегических задач развития, применяя деловой интеллект стратегического уровня;
  • владеть методами и информационно-аналитическими технологиями при решении стратегических задач в менеджменте и управлении цепями поставок
  • владеть методами и технологиями управления знаниями организации и онтологического инжиниринга организационных и логистических систем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Метамодель и информационная инфраструктура управления логистической системой
    Метамодель и информационная инфраструктура управления организационной системой: методики формирования и содержание комплексного (архитектурного) подхода. Архитектура организации (метамодель) и методы ее формирования. Система моделей предприятия. Типология моделей. Архитектура предприятия (EA). ИС и бизнес-процессы. Моделирование бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов. Средства моделирования процессов. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Методы и средства стратегического управления. Предприятие с общих позиций управления, цикл управления, ИТ в процессах управления. Корпоративные информационные системы менеджмента и технологическая поддержка функций контроллинга и анализа. Роль и место анализа в процессе принятия решений. Методы формирования ИТ-инфраструктуры управления цепями поставок. Комплексная информационная инфраструктура управления цепями поставок, основные слои: данные транзакционного уровня, оценка эффективности бизнес-процессов, отчеты операционного уровня, система мониторинга, система анализа событий и управления рисками, дизайн цепей поставок - аналитика стратегического и тактического планирования ЦП, система логистического контроллинга, деловой интеллект стратегического управления. ИТ-архитектура и интегрированное информационное пространство управления цепями поставок: взаимосвязь уровней.
  • Интегрированные системы управления логистическими процессами в производственных и логистических системах
    Интегрированные системы управления логистическими процессами в производственных и логистических системах. Управление инновациями и современные решения цифрового производства. Теория ограничений и оптимизированные производственные технологии: современные методики управленческого консультирования.
  • Интегрированная информационная система управления организацией
    Корпоративная информационная система как среда реализации функций управления. Основные концепции и стандарты автоматизации управления (ERP, CIM, PLM, MES, BPM) и другие информационные системы ближайшего окружения предприятия. Кросс-функциональность с логистикой. CRM, SRM - как модули корпоративной системы управления, основные функции. Базовая функциональность модуля «Логистика» КИС (на примере SAR/R3). Электронная коммерция (е-коммерция) и технологические решения. Системы электронного документооборота и управления контентом предприятия (ЕСМ). Модульные SCM-решения корпоративных информационных систем и специализированные приложения синхронного планирования. Модульные решения в SCM- системах и их функционал: планирование поставок (SCP – Supply Chain Planning); исполнение планов поставок (SCE – Supply Chain Execution); анализ эффективности и оптимизация управления поставками (CPM – Chain Performance Management). Синхронизация процессов планирования. Системы планирования и операционного учета. Связь между ERP-системами и SCM-системами с позиций интегрированного планирования цепи поставок. Отраслевые решения по синхронизированному планированию операций в цепях поставок. Интеграция в информационных системах, виды интеграции на основе моделей менеджмента. Интегрированная информационная система управления предприятием, типовая архитектура для современного производственного предприятия. Технологическая поддержка оперативного планирования и функций контроллинга. Основной цикл управления: Управление бизнес-процессами – Цепочка добавленной стоимости – KPI и мониторинг - управление изменениями на основе стратегии. От оперативного к стратегическому управлению. Транзакционные и аналитические системы. Формирование единого взгляда на управленческую ситуацию. Управление эффективностью бизнеса: от модулей перспективного планирования к поддержке вертикали стратегического управления: от APS к SEM.
  • Логистическая и информационная интеграция
    Логистическая и информационная интеграция: базовые процессы и функции, взаимовлияния логистической и информационной интеграции. Основные виды информационной интеграции: обмен данными (протоколы), интеграция приложений (EAI), поток работ, единые базы данных, единое информационное пространство (интернет), интегрированное моделирование. Развитие логистических концепций и систем управления цепями поставок. Основные классы информационных систем в SCM: системы исполнения процессов в ЦП (Supply Chain Execution); SCMo – система мониторинга SC; SCEM (SC Event Management) – управление событиями в ЦП; системы планирования ЦП (Supply Chain Planning), APS (Advanced Planning and Scheduling) – расширенное/оптимизационное планирование (синхронизация процессов на межфирменном уровне); SND (Supply Network Design) – проектирование ЦП. Системы аналитического мониторинга. Управление рисками и анализ ситуаций в системах SCEM. Интегрированное управление и кооперация в SC. Логистические технологии, основанные на сотрудничестве. Информационный обмен между участниками ЦП (QR, ECR). Совместное прогнозирование и планирование (CPFR). Установление стратегических партнерств и доверия между участниками ЦП: управление долгосрочным развитием (Sustainable SCM). Логистические технологии, основанные на сотрудничестве (ECR, VMI, CPFR) и механизмы их реализации с помощью ИС и ИТ. Построение концепции информационной поддержки логистических технологий сотрудничества в цепях поставок. Лучшие практики.
  • Комплексная информационная инфраструктура управления цепями поставок (e-SCM). Цифровые цепи поставок (DSC): современные технологические тренды.
    Единое информационное Интернет-пространство, как среда интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи поставок. Информационная интеграция предприятий на базе единого информационного пространства (ЕИП). Internet-технологии и возможности применения в логистике и УЦП. Концепция e-SCM – электронное управление цепями поставок. e-SCM – как cреда для коммуникации партнеров ЦП. Единое информационное Интернет-пространство, как среда интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи поставок. Логистическая и информационная интеграция в УЦП: базовые процессы и функции. Взаимовлияния логистической и информационной интеграции - основные составляющие: Электронная коммерция; Обмен информацией между участниками ЦП; Обмен знаниями. Стратегические преимущества для реализации концепций совместного планирования и прогнозирования. Концепция e-SCM – электронное управление цепями поставок, как среда интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи поставок; интернет-среда коммуникации контрагентов цепи поставок и их информационных систем в рыночном пространстве. Основные функциональные элементы e-SCM: e-procurement (электронное снабжение), e-manufacturing (электронное производство) и e-fullfillment (электронное распределение): основные функции и технологические тренды. Технологии совместной работы (e-collaboration). Организационные и технологические аспекты межфирменной кооперации. Разработка концепции информационно-аналитической поддержки SCM. Разработка системы информационной поддержки (концепции единой информационной среды кооперационных связей) SCM. Типовая ИТ-инфраструктура e-SCM. Концепция виртуального предприятия в SCM (Supply Chain and Virtual Enterprises). Комплексная информационная инфраструктура управления ЦП. Виды интеграции: функциональная (межорганизационные бизнес-процессы); организационная (участники, координация); управленческая (уровни управления). Цифровизация логистических процессов и цифровые цепи поставок (DSC). Базовые технологии (блокчейн, интернет вещей, облачные вычисления и др.) и их влияние на УЦП, основные сферы применения. Системные архитектуры и интеграция процессов, данных, участников в цифровых цепях поставок.
  • Мультиагентные системы (MAS) в логистике и УЦП
    Централизованное и децентрализованное управление в ЦП. Мультиагентные системы в логистике: оперативное планирование и диспетчирование в реальном времени. Лучшие практики и анализ применения в SCM и управлении транспортными системами.
  • Современные информационно-аналитические технологии в анализе и синтезе цепей поставок (дизайн цепей поставок и e-SCOR)
    Референтные онтологии SCOR и инструменты и методы моделирования и оптимизации логистических процессов в цепях поставок: e-SCOR. Дизайн цепей поставок: инструменты стратегического планирования и композитные имитационно-оптимизационные процедуры в проектах управленческого консультирования. Методики моделирования логистических процессов в цепях поставок на основе SCOR-рекомендаций и инструментов e-SCOR. Уровни зрелости менеджмента и проблематика реинжиниринга и оптимизации логистических процессов в цепях поставок. Методологии и средства моделирования процессов (BPMS). Методики функционально-стоимостного (АВС - Activity Based Costing) анализа бизнес-процессов и картирования цепочки добавленной стоимости, как основа зрелого реинжиниринга бизнес-процессов. Разработка методов, моделей и алгоритмов оптимизации бизнес-процессов в логистических цепях. ИТ в исполнении и мониторинге бизнес-процессов. Моделирование и реинжиниринг логистических процессов как предпроектная стадия проекта автоматизации, автоматизация и синхронизация логистических процессов в цепях поставок на основе информационных систем. Базовые макропроцессы цепи поставок: SRM (Supplier Relationship Management) - управление взаимоотношениями с поставщиками; ISCM (Internal Supply Chain Management) – внутрифирменное управление цепями поставок; CRM (Customer Relationship Management) – управление взаимоотношениями с потребителями. Интеграция ключевых бизнес-процессов. Совершенствование процессов в масштабе всей ЦП и управление изменениями. Комплексные системные стратегии повышения эффективности процессов. Дизайн цепей поставок. Аналитика стратегического планирования и конфигурирования, технологии и инструменты ре-дизайна цепей поставок: NOM-модели (network optimization models); e-SCOR. ИC для планирования и оперативного управления на уровне ЦП. Основы разработки принципов построения и структуры системы интегрированного планирования и управления SC. Устойчивость цепей поставок и системно-динамические модели адаптивных цепей поставок.
  • Разработка стратегий сотрудничества и межорганизационная координация контрагентов цепей поставок: агентное моделирование цепей поставок.
    Многоагентное имитационное моделирование цепей поставок и внутриорганизационное и межорганизационное сотрудничество контрагентов цепей поставок. Потребительские рынки и модели поведения клиентов. Агентно-ориентированные модели в сфере логистики, координация участников цепи поставок и стратегии сотрудничества. Агентные модели конкуренции. Сравнительный анализ парадигм имитационного моделирования (DES, SD, ABMS) и их возможности в исследовании цепей поставок (управляемая дискуссия). Анализ и синтез логистических систем. Основные методы моделирования сложных логистических систем. Единые методологические основы моделирования и оптимизации ЦП. Имитационно-оптимизационные модели и процедуры синтеза и проектирования ЦП. Стратегии развития цепей поставок и композитные динамические имитационные модели цепей поставок.
  • Технологическая и аналитическая поддержка логистического контроллинга в цепях поставок
    Концепция и технологии Хранилища данных, больших данных. Единый взгляд на управленческую ситуацию. Системы бизнес-аналитики. Основные технологические узлы: источники данных, очистка-преобразование-согласование данных, ХД и предметно-ориентированные витрины данных, аналитические приложения, интерфейсы конечного пользователя (ЛПР). Аналитическая пирамида. Оперативный анализ данных, ситуационный анализ, анализ отклонений, мониторинг и контроль с применением средств бизнес-аналитики. Неструктурированные данные при принятии управленческих решений. Процессы преобразования структурированной и неструктурированной информации. Технологии Text Mining. Большие данные и их применение в УЦП. Стратегический анализ и технологии анализа слабоструктурированной информации о внешней среде.
  • Управление эффективностью логистической системы: от модулей перспективного планирования к поддержке вертикали стратегического управления
    интеграция по уровням управления в информационной системе предприятия. Звенья стратегической цепи. Характеристика основных процессов управления, функции и типовая технологическая архитектура BPM-систем. Информационные системы класса ВРМ, обзор функциональных возможностей. Согласование корпоративной и логистической стратегии. Аналитика стратегического управления. Управление эффективностью логистической системы: от модулей перспективного планирования к поддержке вертикали стратегического управления. Методы и модели стратегического анализа. Системно-динамические модели организационных и логистических систем.
  • Аналитические решения для системного управления стратегическим развитием цепей поставок
    Модели функционирующих, адаптивных и развивающихся систем. Стратегический ракурс управления цепями поставок. От реконфигурирования сети (NOM) к управлению долгосрочным развитием цепей поставок (Sustainable SCM). Система мониторинга ЦП. Стратегический контроллинг. Стыковка операционных показателей, функциональных результатов с бизнес-стратегией организации. Информационный обмен между участниками ЦП (QR, ECR); Совместное прогнозирование и планирование (CPFR). Установление стратегических партнерств и доверия между участниками ЦП: Управление долгосрочным развитием (Sustainable SCM). Аналитические решения для управления стратегическим развитием цепей поставок.
  • Методология и технологии решения стратегических проблем
    Управленческая интеграция и согласование стратегических, тактических и операционных решений в логистике. Жизненный цикл процесса управления цепями поставок с позиций системного подхода. Координация процессов анализа, планирования, моделирования и отслеживания результативности цепей поставок. Межуровневая интеграция управления цепями поставок. Технология решения стратегических проблем: Видение – информационный срез, факты и анализ данных (модели связей между переменными, структурирование и классификация многомерных данных); Знание (экспертиза, знания специалистов предметной области); Решения (сценарии и варианты решения, моделирование и выбор). Системные компоненты (архетипы): понятийный (проблемная ситуация отображается в виде концептов, неформализуемых понятий, целей и т.п.); Предметный (идентификация объекта управления).
  • Полисистемное моделирование предметной области УЦП. Системы и технологии управления знаниями
    Содержание процесса принятия решений. Методы разработки принятия решений слабоструктурированных проблем: мозговой штурм, экспертиза, и др. Вербальное описание проблемной ситуации и формальные математические модели. Основные направления искусственного интеллекта и технологические решения. Системы и технологии управления знаниями. Экспертные системы. Управление знаниями организации. Организационное знание. Обучающая организация. Системы управления корпоративными знаниями. Использование интеллектуальных механизмов управления цепями поставок (экспертные системы и системы искусственного интеллекта), как основы комплексного подхода. Интеллектуальные информационные технологии. Когнитивный анализ, структурно-функциональный анализ. Визуальное моделирование. Мультиагентные системы. Нейрокомпьютинг. Генетические алгоритмы. Полимодельное представление предметной области (менеджмент, логистика). Восхождение к смыслу. Онтологии. Языки онтологий. Онтологический инжиниринг. Онтологический инжиниринг корпоративных и логистических систем. Единый модельный фрейм предметной области логистики и УЦП. Цикл стратегического управления и информационно-аналитические решения и технологии, применяемый на разных этапах выработки, принятия и исполнения стратегических решений (бизнес-кейс).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Активность
  • блокирующий Защита научно-исследовательской работы / проекта
    Тему проектно-аналитической или научно-исследовательской работы студент выбирает самостоятельно, ориентируясь на тематику и задачи будущего диссертационного исследования. НИР может быть посвящена: а) анализу научной литературы по тематике исследования; б) применению аналитических методов и компьютерных технологий в решении прикладных задач логистики и УЦП; в) формированию концепции информационной (комплексной ИТ-инфраструктуры) и информационно-аналитической поддержки УЦП (логистической деятельности); г) формирование бизнес-стратегии и логистической стратегии, бизнес-моделей с применением аналитических методов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Активность + 0.3 * Доклад + 0.6 * Защита научно-исследовательской работы / проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Имитационное моделирование экономических процессов : учеб. пособие для вузов, Лычкина, Н. Н., 2012
  • Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 254 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004675-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429005
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., , 2008
  • Управление цепями поставок, Фед. агент. по образованию, СПбГПУ, 660 с., Иванов, Д. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Лычкиной Н.Н. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-00764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-upravleniya-proizvodstvennoy-kompaniey-433043