Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 119049, г. Москва, Шаболовка, д. 26, корпус 4
Телефон: (495) 771-32-58
E-mail: edmitrieva@hse.ru
Рассмотрена схемасинхромодальной транспортировки грузов, при которой перевозка грузов организуется параллельными потоками различных видов транспорта. На основе математической модели такой системы оцениваются требования к надежности ее информационного обеспечения, обеспечивающие конкурентоспособность системы.
В статье представлена специальная модификация EOQ-формулы и ее приложения к учету фактора грузовместимости для соответствующих процедур оптимизации поставок при аренде мест хранения. Указанная разработка позволит менеджерам при управлении запасами учитывать следующую специфику процессов в формате моделируемой цепи поставок. Прежде всего, она позволит учитывать при оптимизации запасов важнейший фактор грузовместимости. При этом указанная формула даст возможность находить оптимальную стратегию поставок товаров, если дополнительно надо будет принять во внимание и совместное воздействие ряда важных для практики факторов, которые, несомненно, отражаются на процедурах принятия решений. Здесь речь идет о необходимости дополнительного учета следующих важных атрибутов моделируемых денежных потоков цепи поставок: 1) временной ценности денег; 2) отсрочек по оплате стоимости заказа; 3) заранее оговариваемых допустимых задержек поступления выручки от реализованного товара. Соответствующие разработанные процедуры анализа и оптимизации выполнены, кстати, применительно к интересным и важным для бизнеса моделям указанного типа. Это – системы управления запасами, с форматом которых соотносится специальное понятие эффективных поставок. Речь идет о моделях, когда наличие указанных отсрочек для уходящих денежных потоков позволяет оплачивать заказ и соответствующие издержки работы цепи поставок из соответствующей выручки на интервале повторного заказа. Соответственно, установлены необходимые и достаточные условия, на основе которых менеджеры смогут идентифицировать модели указанного типа. Цель статьи – обратить внимание менеджеров на существующие возможности повышения эффективности систем управления запасами за счет учета указанных факторов для моделируемой цепи поставок.
Предложенный авторами подход к оптимизации решений в логистике и управлении цепями поставок соотносится со специальными моделями принятия решений по многим критериям, формат которых требует учета многих важных для практических приложений факторов. Соответствующий подход, очевидно, может быть успешно использован, чтобы создавать новые, более совершенные и, разумеется, более эффективные модели оптимизации решений, которые можно будет использовать для исследований логистики, причем в соответствии с современными требованиями менеджмента. Это обусловливается тем, что впервые рассматривается специальный класс эффективных моделей такого типа, который позволит учесть при оптимизации и компоненты процесса формирования логистических издержек, и компоненты, соотносимые как с фактором риска и (или) неопределенности, так и с коммерческой составляющей рассматриваемых при оптимизации процессов.
Если такой формат задач принятия решений важен для вашего бизнеса и связан с требованиями оптимизировать работу цепи поставок при многих критериях, причем в условиях риска или неопределенности, то не упускайте возможности познакомиться с современными рекомендациями теории, а также оценить имеющийся скрытый резерв повышения эффективности таких решений. Конкретные модели и ситуации, которые приведены в книге, наглядно иллюстрируют разработанные подходы для повышения эффективности решений указанного типа за счет использования скрытых до сих пор возможностей.
Речь идет о возможностях, которые связаны как с адаптацией выбора к предпочтениям лица, принимающего решения, так и с использованием синтеза классических процедур выбора, причем с процессами аналитической иерархии, а также с методами линейного программирования и методами имитационного моделирования. Кроме того, будут проиллюстрированы возможности упрощения соответствующих процедур выбора и сокращения временных сроков их реализации на основе фильтрации анализируемых альтернатив, причем без ущерба к специфике соответствующих моделируемых процессов. Для слушателей и преподавателей бизнес-школ, факультетов специальной переподготовки и повышения квалификации, исследователей, аналитиков, менеджеров и аспирантов в области логистики.
На примере международных автомобильных перевозок рассматриваются подходы к оценке комплексного показателя конкурентоспособности. На основании выборки результатов деятельности лучших транспортных компаний из разных стран проводится сравнение, определяются факторы, оказывающие влияние на изменение показателей. Определяются значения индикаторов, которые могут служить ориентиром для предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки. На основании проведенного анализа показателей работы автомобильного транспорта в странах ЕАЭС выявлено, что имеются отличия в развитии этого вида деятельности, однако, для всех стран характерно неудовлетворительное состояние парка автотранспортных средств. Смена поколений техники на автомобильном транспорте характеризуется коротким периодом, который составляет всего 4 года , при средней смене техники 8-10 лет. Проблемы с обновлением автомобильного парка приводят к тому, что одновременно на рынке работают транспортные средства шести поколений. В работе предложен инструмент определения отставания на уровне страны или отдельного предприятия от лидеров рынка.
В последние годы как в России, так и в мире наблюдается ежегодный рост количества посетителей музеев, самые популярные выставки посещаются миллионами людей. В 2020 году в условиях карантинных мер в связи с эпидемией COVID-19 вопрос управления потоками посетителей музеев встал особенно остро. Если ранее пропускная способность музеев была ограничена максимальной продолжительностью возможной эвакуации из здания музея, выставочными площадями и количеством сотрудников, работающих с посетителями, то в 2020 году в связи с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил пропускная способность музеев была снижена ещё. Это обуславливает актуальность аналитических решений для музеев, так как для управления потоками посетителей и адаптации к высокому спросу необходимо иметь эффективную модель прогнозирования, учитывающую детерминированность спроса целым рядом факторов. Целью данной работы является разработка модели прогнозирования количества экскурсионных групп в детализации музей-день-час. В качестве метода прогнозирования предлагается модификация случайного леса с включением в модель более 450 независимых переменных. Модификация модели заключается в изменении механизма комбинирования прогнозов деревьев в составе леса таким образом, что вес дерева в модели обратно пропорционален ошибке измерений данного дерева. Апробация предложенной модели проводится на основании данных о более чем 20 000 экскурсионных групп Государственного Русского Музея за период 2018-2020 гг. Предложенная модель продемонстрировала высокую точность (36.6% WAPE и 0.5% BIAS).
Цель работы проанализировать возможность повышения качества транспортного обеспечения поставок многономенклатурной EOQ-модели, если потребуется учет важных для практических ситуаций факторов, что можно будет обеспечить при переходе к современным цифровым технологиям. Речь идет об учете ограниченной грузовместимости транспортного средства, аренды мест хранения, а также различных отсрочек для уходящих платежей работы цепи поставок (по оплате товара, по оплате издержек хранения, по оплате стоимости доставки товара). Чтобы учесть указанные особенности при разработке соответствующих информационных систем, приложений и алгоритмов, в работе представлена новая модификация EOQ-формулы. Она позволяет оценить совместное влияние отмеченных факторов на стратегию управления запасами, чтобы улучшить транспортное обеспечение цепи поставок в указанных ситуациях.
В теории управления запасами широко известны различные модели управления запасами. Все они основаны на одном из двух фундаментальных факторов: размер заказа и время между двумя смежными поставками. Многообразие дополнительных условий (скидки в зависимости от размера партии поставки, штрафы из-за дефицитов, объемы страховых запасов и др.) делают задачу разработки рабочей модели минимизации суммарных издержек крайне сложной. Интересным является другой фактор - многоуровневая структура размещения запасов. В работах (Аслаханов, 2017; Лукинский и Аслаханов, 2017) была разработана модель интегрированного управления запасами, которая учитывала бы издержки дефицитов, случайность спроса и продолжительности логистических циклов, а также заданный плановый уровень обслуживания конечного потребителя. Модель была разработана для случаев двухуровневых цепей поставок (ЦП), что является серьезным ограничением для применения модели на практике. В данной работе модель будет расширена для случая трёхуровневой линейной ЦП для того, чтобы оценить потенциал масштабируемости разработанной модели для применения в реальных ситуациях и для того, чтобы оценить возможность применения данной модели совместно с решениями, основанными на методах подкрепленного обучения.
В учебнике показана роль транспорта в современной экономике и логистике, рассмотрены различные типы транспортных систем, проанализированы механизмы управления транспортными системами, дана характеристика отдельных видов транспорта. Значительное внимание уделено элементам лучшего мирового опыта транспортного обеспечения логистики. Практикум содержит вопросы для контроля и обсуждения, а также примеры простейших расчетов характеристик транспортных систем. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по профилю «Логистика и управление цепями поставок» и другим экономическим профилям, направлениям и специальностям, а также может быть полезным для аспирантов и преподавателей, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специалистов-практиков.
В настоящее время логистика, как и другие отрасли экономики, переживает интенсивное внедрение цифровых технологий. «Умные» и сетевые технологии составляют неотъемлемую часть логистических цепочек многих компаний. Одной из таких технологий являются социальные сети, которые стали мощным информационным инструментом, активно используемым не только для обмена личной информацией, но и в коммерческих целях различными компаниями, в т.ч. логистическими. Зарубежные исследователи (в отличие от отечественных) многократно обращались к анализу использования логистическими компаниями популярных за рубежом социальных сетей (Твиттер и др.). В настоящей работе приводится краткое собрание практик использования социальных сетей ведущими зарубежными логистическими компаниями, кроме того, исследуется применение в российской логистической практике социальной сети «Вконтакте». На основе разработанного авторами специализированного программного обеспечения был проведен анализ более 33 тыс. новостных сообщений, опубликованных в 2014-2019 г.г. различными по уровню и специализации участниками логистического рынка. Результаты показали, что если крупные игроки российского логистического рынка, такие, как ОАО РЖД, Трансконейнер, Транснефть, используют социальные сети преимущественно для формирования конкурентоспособного имиджа компании, то более мелкие весьма активно пользуются ими для продвижения своих услуг и рекрутинга работников - преимущественно водителей-экспедиторов. Кроме того, разработанный подход был применен для анализа отражения в работе транспортной отрасли актуальных вызовов и новых трендов на примере динамики новостных сообщений, объединяющих темы транспорта и новой коронавирусной инфекции.
Для моделей поставок товара, связанных с управлением запасами, представлен анализ эффективности совместного использования двух транспортных средств (ТС) любых типов. Анализ учитывает важные для практических приложений атрибуты: 1) фактор грузовместимости транспортных средств; 2) фактор временной ценности денег; 3) формат оплаты издержек хранения, причем в виде аренды требуемых мест для хранения поставляемых товаров / грузов. При этом, чтобы обеспечить, в частности, эффективность указанных совместных поставок двумя ТС любых типов, также учитываются предлагаемые скидки на стоимость таких поставок. Применительно к любым таким наборам ТС для обеспечения поставок найден соответствующий пороговый уровень указанной скидки. Такой показатель устанавливает необходимое и достаточное условие, при котором совмещенные поставки (соответствующим набором) будут более эффективными, чем поставки, каким-либо одним из таких ТС (в том числе и наилучшим по эффективности). Представлены числовые иллюстрации для соответствующих процедур принятия решений.
In this paper, we consider the problem of optimal resource allocation for the Gale problem of demand and supply in the presence of uncertain factors. Based on the Danzig-Wolfe decomposition method and the generalized potential method developed by the author earlier for the deterministic version of the problem, a numerical algorithm for solving the problem is constructed and justified
Purpose
This paper aims to analyse the key trends in oil delivery and production and evaluate the capacities of crude oil transportation systems in the Western European region.
Design/methodology/approach
To meet these goals, qualitative data analysis was used to assess the contribution of countries in the region to the total crude oil production and delivery, the changes in concentration of crude oil deliveries and refineries’ capacities, the capabilities of the regional crude oil transportation system and the trends in crude oil supplies and processing from 2005 to 2015.
Findings
The study established that from 2013 to 2015 oil supply to the region’s refineries increased and generated additional stress on the transportation and refining infrastructure.
Research limitations/implications
This study examined the aggregate values of crude oil production, crude oil deliveries and refining capacities. In practice, different refineries are set to process certain types of crude oil. It is possible to use the described approach with a certain crude oil grade.
Practical implications
When developing the programmes for crude oil supply to refineries, it is vital to take into account the capacities of refineries and the capabilities of the crude oil transportation systems.
Originality/value
The study suggests that the region’s infrastructure has the necessary reserves to operate for the next few years without additional investments.
В статье рассматривается и обосновывается новый эффективный алгоритм для решения линейной сепарабельной задачи синтеза коммуникационной сети, названный автором «методом обобщенных потенциалов». Метод является обобщением известного метода потенциалов, разработанного для решения стандартной транспортной задачи (СТЗ). Обосновывается конечность предлагаемого алгоритма.
В данной статье рассматривается задача оптимального распределения ресурсов для задачи Гейла о спросе и предложении при наличии неопределенных факторов. На основе метода декомпозиции Данцига-Вулфа и метода обобщенных потенциалов, разработанного автором ранее для детерминированного варианта задачи, строится и обосновывается численный алгоритм решения.
В учебнике описаны различные модели исследования операций и методы экономико-математического моделирования задач анализа систем разной природы с использованием методов и моделей линейного и целочисленного программирования, включающие оптимизационные модели производства и распределения ресурсов, симплексный и геометрический методы, распределительный метод, методы двойственных оценок, отсекающих плоскостей, ветвей и границ. Представлены основные типы задач по указанным разделам, необходимые пояснения и ответы к ним.